Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Cнова вступили...

25 февраля, 2003 - 00:00

Напомним, что президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины в минувшее воскресенье договорились к сентябрю 2003 года подготовить соглашение о формировании Единого экономического пространства и создании для этого единой регулирующей межгосударственной независимой Комиссии по торговле и тарифам. В заявлении президентов отмечается, что конечной целью работы является создание Организации региональной интеграции. К сентябрю 2003 года намечено подписать соглашение о формировании Единого экономического пространства, согласованной экономической политике по ряду направлений, гармонизации соответствующего законодательства. Для этого учреждается совместная Группа «высокого уровня», получившая от президентов мандат на соответствующую работу. Владимир Путин сообщил, что Группа будет работать в Киеве, а возглавлять ее будет «высокий представитель» Казахстана.

По-видимому, Россия, реально выступающая в роли главного интегратора СНГ, старается держаться в тени, избегая таким образом упреков в попытке создания нью-СССР и продолжая линию на более полное втягивание Украины в деятельность СНГ, начавшуюся с избрания украинского Президента главой этой организации.

Политика Украины в этом плане производит впечатление последовательной. Она состоит в настойчивом требовании от стран СНГ более тесного экономического сотрудничества и реализации подписанного еще в 1994 году договора о создании зоны свободной торговли. Президент Украины Леонид Кучма неоднозначно заявил (тексты выступления президентов мы нашли на сайте российского президента www.president.kremlin.ru): «Главная цель состоит в том, что в сентябре мы должны принять решение о создании зоны свободной торговли, потому что нельзя перескакивать через этапы. Через зону свободной торговли — к «единому экономическому пространству». Не возражает против зоны свободной торговли и лидер Беларуси Александр Лукашенко. Уже с будущего года он надеется «предоставить полную свободу для перемещения наших товаров». Аналогичный подход демонстрирует и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «В конечном итоге мы поняли, что для создания единой экономической з оны, а перед этим — зоны свободной торговли, необходимо решить вопрос разработки тарифов. И эти решения должны быть независимы от правительств». Правда, в этом месте он не забыл сказать о том, что группа, которая будет заниматься регулировкой тарифов независимо от правительств четырех стран, то есть представляющая собой надгосударственное образование, должна получить не только президентский, но и парламентский мандат. Для Путина, Лукашенко и Назарбаева это, скорее всего, не составит большого труда, а вот украинский Президент может столкнуться с определенными трудностями.

Эксперты пока очень осторожно оценивают московские договоренности. Президент Центра антикризисных исследований (Киев) Ярослав Жалило считает, что задача повышения конкурентоспособности предприятий СНГ до уровня цивилизованных стран будет на первом этапе решаться успешнее, если сначала она будет отрабатываться в рамках Содружества.

Очевидно, предвидя их, руководитель главного управления по вопросам внешней политики администрации Президента Анатолий Орел заявил вчера, что единое экономическое пространство, о намерении сформировать которое заявили Украина, Россия, Беларусь и Казахстан, будет базироваться на принципах Всемирной торговой организации. Правда, аналогичных заявлений от других стран пока не было.

В то же время в комментариях министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа о договоренностях, достигнутых президентами России, Беларуси, Казахстана и Украины, украинские эксперты могут найти немало пищи для размышлений. В частности, как положительный факт он отметил, что эта договоренность подразумевает создание наднационального органа по внешнеторговому урегулированию. Таким образом, все должны придерживаться гармонизированной таможенной политики, отметил Г.Греф. Правда, он пояснил, что заявление, подписанное президентами России, Украины, Беларуси и Казахстана о переходе к единому экономическому пространству, не предусматривает перехода к единой валюте. «Пока об этом говорить рано. Есть четыре формы интеграции, и валютный союз — это наивысшая форма. @=> Окончание на 2-й стр.

Мы начали с таможенного союза, где предусматривается свобода передвижения товаров. Следующее объединение — интеграция в сфере свободного передвижения товаров и услуг. Но и это потребует очень серьезного экономического переустройства во всех странах», — подчеркнул Г.Греф. Он также сказал, что четыре страны должны будут полностью синхронизировать свою экономическую политику по отношению друг к другу. Необходима серьезная проработка и унификация внутреннего законодательства и принципов бюджетной политики, уверен министр. По его мнению, должны быть полностью исключены точечные инвестиции в свои предприятия с тем, чтобы все работали в равных условиях.

Украинские экономисты пока что относятся к предписаниям коллеги довольно скептически. Как сказал «Дню» президент Центра экономического развития Александр Пасхавер, с экономической точки зрения совершенно непонятно, почему нужно объединяться со странами со слабой экономикой, а не стремиться к интеграции с сильными в этом отношении странами. «Мы как бы отгораживаемся таможенным барьером от этих стран ради стран со слабой экономикой», — считает Пасхавер. По его мнению, подобные экономические построения должны венчать тенденцию к интеграции экономик. В то время как, начиная с распада СССР, на постсоветском пространстве происходит дезинтеграция этих четырех республик, что отчетливо видно по состоянию торговли между Украиной и Россией, которая постоянно сокращается. Выходит, спрашивает экономист, мы хотим административным путем восстановить процесс интеграции? Было бы правильнее, считает Пасхавер, сначала установить причины дезинтеграции, чем поддерживать шатающееся здание административными подпорками. И главное — возникает вопрос, каким образом «свободное экономическое пространство» на просторах СНГ согласуется с нашим стремлением к усилению движения к европейской экономике — удивляется эксперт.

КОММЕНТАРИИ

Игорь БУРАКОВСКИЙ, содиректор Института экономических исследований и политических консультаций:

— Сегодня очень сложно прогнозировать перспективы реализации идеи общего экономического пространства четырех стран.

Конечно, образование, позволяющее либерализовать торговлю между его участниками, следует приветствовать, поскольку это содействует, во-первых, расширению объемов торговли, а во-вторых, усилению конкуренции, которая, в том числе, и на украинском рынке, сегодня ограничена. Украина, как и любая другая страна, заинтересована в либерализации внешней торговли, в том числе, и путем создания региональных объединений.

На мой взгляд, для Украины такие объединения будут иметь смысл тогда, если будут включать свободную торговлю не только промышленными товарами, но и сельскохозяйственной продукцией, а также будут определять определенные четкие правила сотрудничества в топливно-энергетической отрасли. Если же опять сложится традиционная для двусторонних отношений между Украиной и Россией ситуация, когда обе страны вносят исключения из режима свободной торговли, то тогда, очевидно, перспектива общего экономического пространства будет не очень обнадеживающей.

Интересно, что в четверку подписантов соглашения вошел Казахстан, который одновременно является и членом ЕврАзЭС. Таким образом, очевидно, мы можем говорить о том, что в ЕврАзЭС есть определенные проблемы, а на территории СНГ продолжается поиск субрегиональных объединений, которые бы действительно работали.

В принципе, общее экономическое пространство — это очень неопределенная категория. В этой связи можно только вспомнить опыт создания общего экономического пространства между странами ЕС и странами-членами Европейской ассоциации свободной торговли. Но это очень своеобразный опыт, и потому говорить об его уроках для СНГ очень сложно. Вместе с тем идея общего экономического пространства теперь широко обсуждается не только в Содружестве независимых государств. В свое время Россия и Евросоюз договорились о подготовке предложений о создании трансевропейского экономического пространства, которое бы включало Российскую Федерацию. Сегодня идет только отработка такой концепции, но поскольку ее конкретное содержание пока что неизвестно, говорить о каких-то перспективах очень и очень сложно.

Андрей САННИКОВ, международный координатор организации «Хартия’97», бывший заместитель министра иностранных дел Беларуси:

— Я очень скептически отношусь к этому проекту. Почему для реализации столь серьезной инициативы президентам понадобилось впопыхах собираться в Москве под надуманным предлогом? Соглашение о подготовке создания единого экономического пространства — это признание неэффективности СНГ. Только ленивый не говорит сегодня о том, что Содружество — наиболее неэффективное из всех существующих вокруг нас объединений государств. Соглашение — это попытка решить определенные проблемы, политические и экономические. Для решения политических проблем в более близкое сотрудничество втягивают Украину, для массовки используют Лукашенко, который всегда поддерживает подобные инициативы. Экономические проблемы связаны с тем, что у России, возможно, не все ладно с ВТО. Соглашение — это попытка быстро противопоставить нечто на подобие Альянса на фоне расширения НАТО, вступления в НАТО балтийских стран и т.д. Думаю, здесь видна попытка России использовать экономические рычаги для того, чтобы обеспечить координацию внешней политики государств. Эта попытка основана на льготных ценах на энергоносители. Не думаю, что Россия будет в состоянии долго их удержать, так что будущее этого объединения очень туманно.

Беларуси необходимо в целом реформирование экономики, без которого невозможна либерализация торговли. Вряд ли участие в едином экономическом пространстве будет способствовать экономическим реформам в нашей стране, ведь политическая система остается прежней. Сегодня власть отметает даже те изменения, которые предлагают осторожные реформаторы в правительстве.

Сергей ПИРОЖКОВ, заместитель председателя СНБОУ:

— Подписание заявления между Украиной, Россией, Казахстаном и Беларусью о подготовке к формированию единого экономического пространства не помешает европейскому выбору Украины. Эта работа будет базироваться на международных стандартах и принципах ВТО. Соглашение является свидетельством последовательной реализации договоренностей январского саммита СНГ в Киеве. Подписанные документы обозначают путь для нормальной работы по созданию общего экономического пространства четырех стран. На данный момент создается рабочая группа по подготовке документов, которые будут вынесены на саммит стран СНГ в сентябре.

Борис ТАРАСЮК, председатель комитета Верховной Рады по вопросам европейской интеграции:

— Идея создания единого экономического пространства четырех стран обречена на провал. Московское заявление выглядит спонтанным и является PR-шагом, призванным показать, что СНГ живет и действует. Подписание заявления ставит много вопросов. В частности, эти вопросы касаются того, каким способом соглашение соотносится с нашей целью относительно интеграции Украины в ЕС, с соглашениями о создании зон свободной торговли в рамках СНГ и ГУУАМ.

Наша цель — членство в ЕС и реализация заложенной в соглашении о партнерстве и сотрудничесстве идеи создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. С обнародованием вчерашнего заявления у Украины могут возникнуть противоречия на пути реализации нашей стратегической цели.

Александр ЗИНЧЕНКО, заместитель председателя Верховной Рады:

www.obozrevatel.com.ua Подготовила Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»

КСТАТИ

Как сообщила «Дню» служба первого вице-премьера Николая Азарова, 6—7 марта состоится восьмое заседание Смешанной украинско-российской комиссии по вопросам сотрудничества. Первый вице-премьер-министр Украины подчеркнул, что таможенно-тарифные ограничения не имеют решающего значения для российской экономики, но негативно отражаются на товарообороте между нашими странами.

— Считать необходимо не арифметические потери бюджета той или другой из наших стран, а долгосрочные выгоды экономического сотрудничества, — подчеркнул Николай Азаров.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ