Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Покаяние» не удалось...

Фильм о Щербицком — попытка закадрового текста
19 февраля, 2003 - 00:00

Фильм Олега Биймы сделан в стиле известной в перестроечные времена определенной стратегии: с одной стороны — и с другой стороны. Честно говоря, я не могу быть ценителем этого фильма, потому что В.В. Щербицкий, даже не зная о моем существовании, вот так мимоходом разрушил мою же биографию — ситуация одного литературного скандала, в котором я был невиновен. Щербицкий, спасая репутацию весьма одиозного писателя, приказал немедленно «погасить» тот скандал. Что и было сделано — за мой биографический счет.

Никогда не оправдывайте тоталитаризм за счет частных, сугубо личностных черт того или иного функционера. Нет сомнения, что Щербицкий был хорошим мужем и отцом. Но к «подопечной» ему Украине он относился по-другому. Не буду говорить об экономике того времени, пусть о ней скажут специалисты. Но вот о культуре. Собственно, о том, как сотни ее талантливых деятелей были от нее отстранены. В разных «жанрах»: от гебистской тюрьмы до гебистской интриги. Тысячи и тысячи сломанных судеб. Разрушение культуры: от «личной» победы Щербицкого над «поэтическим кино», от позорного процесса над Сергеем Параджановым, до такого же позорного разрушения Стены памяти на Байковом кладбище.

Страна посредине Европы оказалась без европейской культуры, спрятанной, замурованной в спецхранах. Без национальной памяти. Любая серьезная попытка посмотреть в прошлое расценивалась как буржуазный национализм, с которым непрестанно воевал генерал Федорчук, председатель КГБ с кругозором бериевского функционера. В.В. Щербицкий натравил какого-то Маланчука на украинскую культуру, предоставив ему почти что диктаторские полномочия. Министр культуры Безклубенко в тех или иных жанрах ассистировал в этом разрушении.

Именно так огромная страна в Европе, словно Албания, оказалась вне Европы.

Фильм обо всем этом, по сути, молчит. Что производит более чем странное впечатление. Конечно, режиссер имеет право на такое видение фигуры Щербицкого, но к реальной истории того времени все это имеет сугубо касательное отношение. Я очень уважаю прекрасную учительницу словесности Раду Гавриловну Щербицкую, но ее семейные новеллы никак не могут объяснить полный, беспросветный провал истории 70-х —начала 80 х годов. Среди прочего можно вспомнить печальную судьбу украинского языка, который фактически начали изымать из какого-либо употребления в городе в то время. Произошла настоящая лингвистическая катастрофа целой нации.

В конце концов комментарии господина Врублевского очень хорошо объясняют структуру украинского застоя, возглавляемую В.В. Щербицким. Который, по словам того же Врублевского, разочаровался в Горбачеве. Потому что Горбачев, мол, был и интриганом, и слабым политиком, и имел целью разрушение партии и даже всей страны. Поэтому понятно, какое представление было об историческом процессе и у самого Первого, и у его сервильного окружения.

Одним словом, объективный политический портрет не получился. При всей режиссерской специальной каллиграфии. Откровенно говоря, в фильме мне понравилось только одно: симпатичный мальчик, который в самом конце выпускает голубя. Он не комментирует то, что делалось во времена Щербицкого. Он просто живет другой жизнью. Более человечной.

Но особенно в фильме меня удивили пассажи о том, что, мол, «так было принято, так велось, так нас учили». Соответственно вспоминается реплика одного из героев знаменитой пьесы Евгения Шварца «Дракон» в оправдание другого антигероя, что нас так учили: «Так вас учили; но почему же ты, мерзавец, был первым учеником?»

Но, повторяю, я не могу быть объективным комментатором «феномена Щербицкого», учитывая то, в каком виде предстал передо мной писатель-диссидент Гелий Снегирев, привезенный в больницу из тюрьмы. Совершенно искалеченный, парализованный. Все мы тогда были, в определенном смысле, искалеченными. Владимир Васильевич здесь не составляет исключения. Поэтому не делайте о нем сладких примитивов.

Нужно, чтобы появился наконец украинский вариант грузинского фильма «Покаяние», а вместо этого мы получаем экранную антологию сомнительных сантиментов. Жизнь Щербицкого, одновременно и местного диктатора, и марионетки Кремля — это действительно тема для «украинского покаяния», а не для экранных юбилейных упражнений.

В то же время, подчеркиваю, единственное, что мне нравится в явлении под именем Щербицкий, это его образованная, сдержанная, умная жена Рада Гавриловна, симпатичная дочь и трагичный сын.

ОТ РЕДАКЦИИ

Печатая этот полемический материал — отзыв на документальный фильм Олега Биймы «Владимир Щербицкий. Попытка эпитафии» (17 февраля, канал УТ-1) — «День» надеется, что письмом В.Скуратовского очерчено широчайшее поле для будущей дискуссии, и эта дискуссия будет продолжена. Главным является вопрос — насколько уместно празднование юбилея В.В.Щербицкого на государственном уровне и за государственные же средства. Может быть, лучше было бы отнести расходы на это празднование на счет тех политических сил и партий, которые сочувствуют наследию Щербицкого и чьи взгляды идейно близки к позиции покойного Первого секретаря ЦК Компартии Украины?

Вадим СКУРАТОВСКИЙ, доктор искусствоведения
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ