Потребительские общества в области к концу 90-х годов перестали быть основными поставщиками товаров массового потребления, особенно в сельской местности. Сдали позиции и кооперативные производственные цеха, заведения общественного питания, которые не так давно дополняли портрет могущественной торгово- производственной империи. Председатель Тернопольского облпотребсоюза Михаил Лазарь приводит такие цифры. Когда, например, по результатам 1991 года в системе потребительской кооперации области было продано 82,7 тысяч тонн хлеба, то спустя десять лет, в 2001 году, только полторы тысячи. Продажа ликеро- водочных и табачных изделий также не идет ни в какое сравнение — она сократилась соответственно в 15 и 20 раз. Практически прекратилась торговля непродовольственными товарами, часть которых во всей кооперативной торговле немногим превышает 8 процентов.
Но три года назад в области начали появляться хозрасчетные отдельные предприятия, которые стали определенным спасением для потребительской кооперации. Они объединяют по 4 — 6 магазинов. Каждое ХОП имеет бухгалтера и директора, которые определяют и делают гибкой ассортиментную и ценовую политику.
И вот в 44 селах Тернопольского района к заброшенным магазинам наконец-то опять протаптываются тропинки.
— Мы были вынуждены продать 5 — 6 магазинов именно в тех селах, где сохранились другие, — рассказывает председатель тернопольского райпо Лариса Чемера. Причем продавали имущество вдвое дороже его балансовой стоимости. За счет вырученных средств отремонтировали все заброшенные помещения. А для того, чтобы снова начать торговлю и расширить ассортимент, каждый из работников внес 500 своих гривен.
В масштабах области уже создано более 100 оптово-розничных отделенных предприятий, почти треть из них работает с прибылью. В этом году, говорит пани Лариса Чемера, в селах Тернопольского района планируется открытие хозяйственных магазинов. А спустя несколько лет начнется торговля наиболее необходимыми медикаментами и лечебными средствами.
Кстати, с апреля этого года предприятия потребительской кооперации переходят на единый налог. Это сделает кооперативную торговлю более конкурентоспособной в борьбе с частным бизнесом, от чего потребитель только выиграет.