Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неподатливые клише

7 февраля, 2003 - 00:00


Продолжая разговор о возможной задействованности кинематографистов на телевидении, наш постоянный автор, киновед Татьяна РЫЖЕНКО предлагает обратить внимание на такую, еще не освоенную нашим ТВ нишу, как бесконечные «мыльные оперы».

Вошло в привычку ругать «мыльные оперы» за их способность отвлекать зрителя от повседневных хлопот. Это имеет серьезные основания. Но невозможно представить нынешний телевизионный эфир без присутствия в программе дня нескольких сериалов, которые хотя бы на 40—50 минут заманивают человека (преимущественно домохозяйку) в сети выдуманных коллизий, очень часто насаждая идеи, далекие от реальности. Не является исключением и мелодраматическая постановка «Страсти по- итальянски» . В ней режиссеры Алесандро и Томазо Кане и Леонардо Кастелани применили устоявшиеся за десятки лет существования клише «мыльной оперы». Начиная с того, что каждая ситуация рассматривается на все лады, обсуждается в кругу постоянных действующих лиц, связанных между собой семейными узами, дружескими отношениями и чувствами любви и ненависти. Все они существуют в рамках указанного пространства, в данном случае клиники «Life», и ведут себя согласно правилам заданной игры. Персонажи свободно мигрируют от одной ситуации к другой по мере того, как меняются драматургические акценты и их роли согласно обстоятельствам: сегодня — главная, завтра — второстепенная. Интриги дальше продолжают плестись, удовлетворяя любовь зрителя к сплетням и невероятным ситуациям. Однако какой бы невероятной и фантастической ни была ситуация, она всегда оправдана с точки зрения драматургии, во всяком случае, зритель верит в реальность действия. Взять хотя бы линию одной героини, когда посреди действия ни с того ни с сего у нее появляется дочь, которую она, оказывается, надежно прятала от глаз родных и зрителей. Или выяснение в один из кульминационных моментов, кто настоящий отец другой героини. Но актеры это удачно обыгрывают, ссылаясь на аналогии из жизни. Каждая серия начинается с той точки, на которой закончилась предыдущая.

То, что «мыльная опера» не ставит высоких задач относительно показа действительности, переносит ее во второстепенные массовые зрелища и делает неспособной конкурировать с великим кинематографом. Но что бы там ни говорили, именно «мыльные оперы» внесли в развитие телевещания новые достижения, которые касаются трансформации времени на экран. Только в сериалах время почти тождественно времени реальному, и экранное действие приравнивается к жизни.

Каждая ситуация происходит ровно столько, сколько времени она бы заняла в действительности. Персонажи говорят только те реплики, которые они обычно говорят в подобных ситуациях. Возможно, для критериев высокого искусства слишком — действовать с позиции простого обывателя. Но для того и существуют «мыльные оперы», чтобы средний зритель мог расслабиться.

Украинский зритель смотрит преимущественно «мыльные оперы» зарубежного производства. Создается впечатление, что подобные длинные (на один-два года) сериалы не могут «развиваться» полноценно у нас. Очевидно, традиции советского кино, когда все делается профессионально и по-настоящему, влияют негативно на развитие подобной продукции. Возможно, наш творческий менталитет не адаптирован опуститься к банальным переливаниям из пустого в порожнее и перемыванию косточек соседей, которые живут за стеной. А, возможно, у нас просто нет настоящих профессионалов, владеющих теми клише, которые так любят пародировать участники КВН и которые так надежно берут в плен зрительское внимание?

Татьяна РЫЖЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ