Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Протестанты в Украине: как это было

Из глубины веков — презентация новой книги
4 февраля, 2003 - 00:00

Как обещают авторы и издатели, работа над последними пятью томами уже завершается и они увидят свет в 2003-2004 годах. Так что украинское общество вскоре будет иметь полную «Историю религии в Украине», которая будет состоять из таких томов: «Дохристианские верования. Принятие христианства» (редактор тома проф. Лобовик); «Украинское православие» (ред. проф. Яроцкий);. «Православие в Украине» (редакторы проф. Колодный и доцент Климов); «Католицизм в Украине» (ред. Яроцкий); два тома «Протестантизм в Украине» (ред. Яроцкий); «Религиозные меньшинства в Украине» (редакторы Колодный и кандидат философских наук Бучма); «Новые религии Украины» (редакторы Колодный и проф. Филипович); «Религия украинской диаспоры» (ред. Колодный и Недавня). Последний, десятый, том носит название «Религия и религиозность в независимой Украине» (ред. Колодный).

Первый том увидел свет в 1996 году, последний, как было сказано, планируется на 2004 год. К написанию материалов «Истории» привлечены многочисленные историки- религиеведы Украины, украинской диаспоры и ученые-богословы церкви Евангельских христиан-баптистов. Председателем Редакционной коллегии «Истории религии в Украине» является руководитель Отделения религиеведения Института философии НАНУ доктор Анатолий Колодный. Авторский коллектив руководствуется в своей работе установками объективности, историзма, мировоззренческого плюрализма, конфессиональной незаангажированности. Издают «Историю религии в Украине» издательства Украинского центра духовной культуры и «Мир знаний».

Важно отметить, что в советские времена в Украине не вышло в свет ни одной серьезной научной монографии по истории религиозной жизни страны, а издававшиеся произведения были, как правило, пронизаны духом универсального отрицания и атеизма, — о каких-то там историзме или плюрализме тогда речи не шло. Многие периоды и темы были под фактическим запретом или допускали только одну трактовку. Скажем, история греко-католической или протестантской церквей должна была тогда писаться исключительно черной краской.

Книгу пятого тома «Истории религии в Украине» написали д-ра философских наук П. Кралюк, П. Яроцкий, В. Любащенко, д-р богословия С. Санников, кандидат философских наук Ю. Решетников. На презентацию книги собрались многие ученые, журналисты, а еще — баптисты (значительная часть нового тома посвящена именно церкви Евангельских христиан-баптистов). К сожалению, серьезно ознакомиться с новым томом перед презентацией «успели» только его авторы и потому о какой-то серьезной критике или замечаниях не было речи (это случится несколько позже).

Председатель Госкомитета по делам религий Виктор Бондаренко — один из соавторов «Истории религии в Украине» — высказал мнение, что книга «Протестантизм» — лучший том из тех пяти, которые уже напечатаны. Он подчеркнул высокий уровень книги, составленной лучшими украинскими специалистами на базе многочисленных разноязычных источников. Материал книги отмечают полнота, объективность, научность и, одновременно, доступность. А ее сверхсмыслом, постоянным фоном является толерантность. Это первое подобное издание в нашей новейшей истории и еще один признак открытости украинского общества. Председатель Госкомитета упомянул еще о том, что в Украине постоянно растет количество и тираж печатных церковных СМИ. Сегодня — это сотни изданий, уже составляющие более 2% всей периодической продукции Украины.

Председатель Всеукраинского союза объединений Евангельских христиан-баптистов (ВСОЕХБ) Григорий Комендант в своем выступлении сказал, что выход тома «Протестантизм» — заметное событие в жизни церкви Евангельских христиан-баптистов. В книге правдиво и научно отражено как протестантское движение, так и жизнь Баптистской церкви. Ее будут читать не только ученые и пасторы, но и многие обычные члены церкви. Господин Комендант рассказал также о своей церкви.

ВСОЕХБ — крупнейшая в Украине протестантская церковь, в состав которой входят и христиане-баптисты украинской диаспоры. Это, между прочим, самый большой баптистский союз в Европе (Кстати — Григорий Комендант не так давно был избран президентом Европейской баптистской федерации). По количеству религиозных организаций ЕХБ официально занимает 4-е место среди церквей Украины. Ее 2300 церквей объединяют 141 тысячу верующих. Союз активно развивается — ежегодно открывается 100 — 150 новых церквей, а это почти 10 тысяч верующих. ВСОЕХБ принимает активное участие в общественной жизни Украины, в частности делает существенный вклад в различные социальные проекты, развернул широкую благотворительную сеть.

Профессор Анатолий Колодный, председатель Редакционной коллегии десятитомной «Истории», напомнил присутствующим, что Отделение религиеведения — единственная в Украине научная организация, которая с начала 90-х лет профессионально занимается научным религиеведением. Отделение ведет широкую издательскую деятельность (за последние 5 лет увидели свет более 60 солидных печатных трудов); имеет устойчивые научные контакты с коллегами из других стран мира, постоянно активно участвует в международных конференциях и семинарах.

Господин Колодный вспомнил, как страшно было начинать — браться за десятитомное издание «Истории религии в Украине». А сегодня авторский коллектив уже близок к полному завершению работы. Он также рассказал, что евангельские христиане-баптисты первыми среди других церквей начали сотрудничать с Отделением религиеведения. Речь идет, в частности, о подготовке учеными Киевского христианского университета диссертаций в Отделении. Уже состоялась первая успешная защита диссертации на степень кандидата философских наук — ее защитил проректор Христианского университета Юрий Решетников. Важна была и совместная работа над томом «Протестантизм» — некоторые разделы книги составлены баптистами — доктором богословия Сергеем Санниковым и кандидат философских наук Юрием Решетниковым. «К сожалению, — говорит г-н Колодный, — другие церкви до сих пор боятся работать с нашими учеными. Между тем, мы всегда пытаемся быть беспристрастными в отношениях со всеми церквями».

Профессор Яроцкий, главный редактор представленного пятого тома, отметил, что и сейчас все еще мало проводится исследований протестантизма на территории Украины, мало печатается научных работ. По сути, протестантские церкви все еще остаются в глазах многих ученых маргинальными, хотя они давно таковыми не являются. Между тем, на Западе идет постоянный поток научных работ на эти действительно актуальные для современного общества темы. Поэтому «История» — это только начало систематических исследований протестантизма, имеющего в Украине довольно глубокие исторические корни. Здесь до сих пор остается немало «белых пятен», неисследованных научных проблем, связанных, в частности, с Реформацией на территории Речи Посполитой.

У баптизма в Украине драматическая история — 140 лет гонений, непризнания, постоянной Голгофы за веру. Как в Российской империи, так и в Советском Союзе это была преследуемая катакомбная церковь, а ее члены клеймились как «иноверцы», «сектанты». Между тем, сегодня ВСОЕХБ — это современная, открытая обществу, готовая сотрудничать с представителями других церквей и конфессий церковь. Она имеет четкую иерархию, богословие, образовательные учреждения (2 университета, 10 институтов, 19 колледжей, 5 семинарий, 1 музыкальная школа и 1400 воскресных школ).

Д-р Яроцкий подчеркнул, что том «Протестантизм» — это первое в Украине систематическое научное изложение истории раннего протестантизма на территории страны. При подготовке материалов использованы многочисленные источники, включая архивные, — украинские, польские, немецкие.

По мнению проректора Киевского христианского университета г-на Юрия Решетникова, «История» и в частности том «Протестантизм», является убедительным опровержением распространенного в Украине взгляда на евангелическое движение как на натиск западной пропаганды. Для верующих же это движение является попыткой вернуться к евангельскому христианству. Хотя бывают и экономически-социальные последствия — некоторые верующие христиане-баптисты успешно занимаются, например, бизнесом. А сегодняшний день все они воспринимают в первую очередь как свободу веры, свободу совести — впервые за всю историю христиан- баптистов в Украине.

Книга «Протестантизм», безусловно, найдет своего читателя. Хотя бы потому, что там немало «истории почти инкогнита» — подается материал, на который традиционно не ставились особые акценты. Одним из примеров является анализ влияния западной Реформации и Контрреформации на украинское общество ХVI ст. Вот, например, что находим в VI разделе нового тома: «Протестантские идеи получали, в частности, распространение в среде братчиков (украинских православных) и соответственно в произведениях авторов, связанных с братствами. Братчики считали, что миряне могут свободно интерпретировать Библию и богословские произведения… Они акцентировали внимание на внутренней религиозности, предпочитая ее внешнему благочестию… Теоретики братчиков выдвинули идею о коллективной ответственности духовенства и мирян в деле спасения и считали, что для спасения мирянам священнослужители так же нужны, как священнослужителям миряне… Своеобразным воплощением протестантских идей стали украинские переводы библейских книг на «простой язык», как, например, «Пересопницкое евангелие»

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ