Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Варшава поможет Брюсселю не забывать Украину, —

утверждает заместитель госсекретаря Комитета по европейской интеграции Польши Ярослав ПЕТРАС
30 января, 2003 - 00:00


Вступление Польши в ЕС, введение визового режима на украинско- польской границе — уже решенные вопросы. Украинско-польская конференция по вопросам европейской интеграции, заседание которой прошло в Киеве, сейчас обсуждает, какой из этого всего может быть позитив для Украины. Председатель польской делегации, заместитель госсекретаря Комитета по европейской интеграции страны Ярослав ПЕТРАС — оптимист, он убежден, что Польша сможет приложить усилия для приближения Украины к ЕС, к созданию «точек соприкосновения» между Украиной и Западом, которые помогут сломать стереотипы. Однако, говорит Петрас, нужно много работать над собой — что, собственно, не новость. Ведь именно непонимание этого уже привело к тому, что праздник европейской интеграции пока что будет на соседних улицах.

— Много говорится о том, что вступление Польши в ЕС позитивно повлияет на Украину. Можно ли конкретнее?

— Вступление Польши в Европейский Союз, очевидно, в определенной степени повлияет на внешние отношения Польши, в том числе — и на отношения с Украиной. Но это влияние будет позитивным, полезным для наших соседей.

Полезным для Украины с политической точки зрения будет то, что в ЕС Украина получит очень существенного союзника, который будет заинтересован в том, чтобы ЕС проводил более выразительную и благосклонную политику относительно Украины. Польша в поисках своего места в расширенном Европейском Союзе будет пытаться сделать так, чтобы и другие европейские государства также сконцентрировались на Центральной и Восточной Европе, чтобы их проблемы становились предметом обсуждения в ЕС, чтобы в Евросоюзе появилось новое измерение, измерение Центральной и Восточной Европы, так, как, например, уже существует в ЕС северное измерение, или же политика Брюсселя относительно средиземноморских государств. Мы видим нашу будущую роль в том, чтобы мы вместе со странами, которые сейчас становятся членами ЕС, такими как Польша, Чехия, Словакия, либо теми, которым предстоит вступать в ЕС позднее — как Румыния и Болгария, либо теми, с которыми мы очень сильно связаны, как Украина, — была возможность большего обсуждения своих проблем на форуме Европейского Союза, чтобы для них можно было получить такую поддержку, как фонды ЕС, как политические решения, или расширение деятельности институций на эти регионы. Первое, что будет полезным для Украины, — получение больших возможностей сотрудничества со всем Евросоюзом, в котором Польша будет иметь влияние на определение его политики.

Представляется, что и с экономической точки зрения вступление Польши в ЕС окажет положительное влияние. Во-первых, Польша введет у себя действующие в ЕС таможенные тарифы, которые ниже пошлин, существующих в Польше сейчас, и это облегчит доступ украинским товарам на польский рынок.

Во-вторых, Польша будет развивать свою инфраструктуру, которая станет частью трансевропейских коридоров — торговых, железнодорожных, транспортных, и это повлияет на возможности, которые Украина получит для экспорта своих товаров не только в Польшу, но и шире.

В-третьих, Польша будет искать возможности для развития и экспансии не только на территории ЕС, потому что этот рынок очень насыщен. Она будет искать возможности и за рамками ЕС, возможности интенсификации сотрудничества с нашими соседями, и Украина здесь является естественным партнером.

Следующее — мы будем влиять на участие Украины и в других форумах. В частности, Украина пытается стать членом Всемирной торговой организации, что имеет большое значение для различных экономических интересов.

Поскольку Польша, будучи очень сильно интегрированной в ЕС, применяет все необходимые регуляторы ЕС, как общую таможенную политику, то она применяет и другие регуляторы, касающиеся охраны границы, в том числе и визы. Здесь, очевидно, у нас нет другого выхода. Но всегда можно подумать над методами решения этой проблемы, чтобы, с одной стороны, выполнить все необходимые требования для включения в шенгенскую зону, а с другой — облегчить непосредственное пограничное сотрудничество. Очень важно, чтобы с одной стороны, украинско-польская граница была границей ЕС, а с другой — чтобы она увеличивала возможности сотрудничества. Это трудно, но именно для нахождения решений мы и начали разговоры.

Каким образом Польша может помочь Украине? Этот вопрос связан прежде всего с пройденным Польшей путем. Подготовка к нашему членству в ЕС, которое станет реальностью с 1 мая 2004 года, началась с начала 90-х годов. С 1991 года, когда мы подписали соглашение об ассоциации, начался процесс адаптации права, институций, различных процедур. Все подлежало медленной, постепенной, но постоянной адаптации. Это очень трудный путь, поскольку он требует очень серьезных внутренних изменений. Каким образом это было сделано, что было главным, а что — второстепенным, с моей точки зрения, было бы очень важно рассказать нашим коллегам из Украины, чтобы они не повторяли наших ошибок.

— Каковы были эти ошибки?

— Наибольшей ошибкой является мнение, что вступление в ЕС — прежде всего политический процесс. Очевидно, что интеграция с ЕС имеет политическое измерение, и требует политических решений. Но для этой интеграции необходимо иметь крепкий фундамент, связанный с внутренними изменениями в стране. Часто бывало так, что польские парламентарии, и даже правительство, говорили — «а почему мы должны менять наше право, когда имеется очень хорошее польское решение?». Но для вступления к ЕС все нужно адаптировать, поскольку мы будем фрагментами одного и того же рынка. Мы обязаны признать, что нормы права ЕС должны стать фрагментом нашего внутреннего правопорядка.

Очень трудна координация этих изменений, их программирование, определение их порядка. Некоторые нормы нельзя менять слишком рано, их нужно менять в соответствующем порядке. Например, сначала — нормы, касающиеся ответственности производителя за свою продукцию, а потом — нормы, касающиеся сертификации, а не наоборот.

Ни одна страна до этой волны расширения ЕС не вела переговоры так долго, как мы. Мы подали заявку на вступление в 1994 году, а вступим в 2004 году. Процесс продлится 121 месяц.

— Будет ли политика Польши в отношении Украины чем-то существенным отличаться от политики в отношении других соседних стран?

— Из наших соседей Украина занимает исключительную позицию, поскольку мы с самого начала считали, что для этого региона, и для Польши также, будет большим шансом, если Украина сможет укрепить свою независимость и найти свое место в этом регионе Европы.

Наши непосредственные соседи разделились на две категории государств: те, которые будут членами ЕС — Чехия, Словакия, Литва, с которыми мы будем сотрудничать в рамках ЕС, и такие, как Украина, Беларусь, Россия. И с каждой из этих стран у нас несколько отличающиеся отношения, вытекающие из несколько различных мотивов. Россия, в частности, на сегодня не провозглашала своей европейской интеграции. Украина же является государством, для которого вопрос — быть ли в европейских структурах, быть ли ближе к ЕС, очень важен. Для нас это очень существенно, потому что это связано с политикой, которую бы мы хотели проводить. В то же время Беларусь — это особенный случай. Ее текущая политика не ориентирована на интенсивное сотрудничество с ЕС.

Польша в ЕС хотела бы не только проводить свою двухстороннюю политику, но и влиять на политику ЕС. Мы присоединились к мнению ЕС, касающемуся так называемой «широкой Европы», и мы донесли наше собственное видение этой концепции. Мы приготовили документ к дискуссии, который демонстрирует наше желание определять политику ЕС.

По причине близости, традиционных связей отношения с Украиной наиболее сильные, наиболее мотивированные. Эта польско-украинская конференция по вопросам европейской интеграции, собственно, единственная, имеющаяся с нашими соседями. Мы обсуждаем вопросы охраны границы, юстиции, виз, экономики, инвестиций, торговли.

— Как может выглядеть стратегическое партнерство в новых условиях?

— Украина получила от ЕС определенный особый статус. Такую политику по отношению к Украине ЕС наметил еще в Хельсинки (в 1999 году. — Ред. ) Сейчас мы нуждаемся в новом определении дальнейшего характера сотрудничества. Расширяется ЕС, Украина приближается к ЕС, потому что становится пограничной страной, и возникает вопрос, как на такую ситуацию реагируют другие страны ЕС, и как реагирует Украина.

Украина также ищет формулу более интенсивного сотрудничества с ЕС. И мы хотели бы помочь в том, чтобы, например, перейти от этапа сотрудничества к этапу ассоциации. Возможно, Украина могла бы получить такой статус, который имела Польша до начала переговоров о вступлении к ЕС.

— Может ли все это получить поддержку в ЕС? — С формальной точки зрения программа сотрудничества ЕС с Украиной заканчивается. Нужно так или иначе думать о новом формате сотрудничества с 2004 года. Это, с одной стороны, будет зависеть от ЕС. И мы хотим к этому приложить наши собственные усилия. Мы это аргументируем тем, что очень заинтересованы в том, чтобы партнер, с которым у нас существовало тесное сотрудничество, который есть и останется нашим соседом, получил особый статус в ЕС.

С другой стороны, это зависит и от выбора, который сделает Украина, хочет ли она интенсивных и крепких контактов с ЕС. Но это связывается с выполнением внутренней адаптации. Будет ли это процессом медленным и долговременным — будет зависеть от развития ситуации и в ЕС, в Украине, и от политики Украины. По разговорам в МИД Украины я сделал вывод, что Украина настроена решительно действовать в направлении углубления отношений с ЕС.

— Не так много симпатиков Украины сегодня можно найти и в ЕС, и в НАТО. Польша, безусловно, относится к таким симпатикам. Как, по вашему опыту, можно переломить эту ситуацию?

— Симпатии вообще — это вещь, которую трудно приобрести. Мы сами убедились, что другие страны поддерживают наши действия только тогда, когда они в этом видят свой собственный интерес. Для этого должны быть определенные основания.

Польша — аутентичный партнер и симпатик Украины, потому что в наших непосредственных интересах, чтобы Украина приближалась к Европе, развивала сотрудничество с нами и с Европой. В этом — гарантия того, что Польша поддерживала и поддерживает усилия Украины. Но нужно помнить, что для других такие аргументы имеют меньшее значение. Сначала нужно найти определенные точки соприкосновения, фундамент, на котором можно строить симпатии. Мне кажется, что диалог, имевший место в Варшаве во время недавней конференции, показал, что если обсуждать очевидные проблемы и пытаться найти решения, переломить определенные стереотипы, то создается другой климат. Попытки Польши содействовать лучшему знанию Украины на различных форумах помогают находить такие точки соприкосновения. Без создания оснований, предоставления очевидных доводов очень трудно. У нас тоже были страны, которые Польшу очень сильно поддерживали, и такие, которые не втягивали Польшу в ЕС насильно. Чтобы это переломить, нужно было сделать очень много в самой стране.

— Говорилось, что планируется визит президента Польши в Украину. Это все еще актуально?

— Этот визит планируется на первую половину февраля, он, возможно, будет не очень продолжительным, но у него будет очень интенсивная программа. Как я считаю, это подтверждение того, что существует динамика в наших отношениях, подтверждающаяся не только дискуссиями по конкретным вопросам, но и политическим диалогом на высшем уровне.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ