Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чехия после Гавела: попытка первая

17 января, 2003 - 00:00

«Постгавеловская эпоха» пришла в Чехию явно неожиданно. Первым свидетельством этого стали безрезультатные президентские выборы, три тура которых не назвали имени нового лидера нации. Парламентское голосование, через которое в свое время проходил и Вацлав Гавел, оказалось, возможно, не самым лучшим механизмом для того, чтобы избрать президента, которому придется руководить государством уже в новых условиях. Ни председатель Сената, христианский демократ Петр Питгарт, ни экс-премьер-министр, гражданский демократ Вацлав Клаус, не смогли заручиться поддержкой большинства из двух палат парламента. Действие мандата Вацлава Гавела, символа эпохи перемен в Чехии, закончится 2 февраля. На днях ожидается, что чешский парламент назначит новое голосование, возможно, с новыми кандидатурами.

Гавел был олицетворением целой эпохи. Экс-диссиденты и литераторы были при власти и в других постсоциалистических странах — Лех Валенса в Польше, Витаутас Бразаускас в Литве, Леннарт Мэри в Эстонии, Арпад Генц в Венгрии. Валенса был героем сопротивления «коммуне», как режим социализма называли поляки, и с его именем также была связана целая эпоха. Но она давно закончилась. Для того, чтобы измениться самим и сделать необходимые изменения в стране, полякам понадобился совсем другой лидер. Гавелу же удалось связать со своим именем почти полтора десятилетия, в течение которых в Чехословакии произошла «барне поддерживают 60% насеможностью и покинет страСаддама из страны: «Саддам хатная революция», страна разделилась на две части, прошла через болезненные структурные изменения, связанные, между прочим, и с отказом от большинства предприятий тяжелого машиностроения и переориентацией самого уклада экономики страны. При Гавеле произошло становление политической системы Чехии как парламентской демократии, возникли новые партии и новые лидеры. Страна прошла путь от нелегкого кандидатства на вступление в Европейский Союз до уже гарантированного членства, хотя с несколько меньшими правами, чем у немцев или французов. Чехия органично вписалась в Организацию Североатлантического договора (НАТО). Проведение саммита НАТО в Праге это очередной раз подтвердило. Все это не означает, что «гавеловская эпоха» могла бы характеризоваться как бесконфликтная: страна проходила и через финансовый кризис, и через связанные с ним скандалы, к которым был причастен и экс- премьер Вацлав Клаус, один из нынешних претендентов на должность президента. В середине 90-х чехи не очень одобрительно отнеслись к последнему браку своего президента. Были выступления журналистов общественного телевидения против правил их работы, был протест населения против поддержки официальной Прагой операции в Югославии. Вряд ли большинство чехов читало литературные произведения Гавела. При всем этом Гавел неизменно оставался сильнейшим, ему не было равных по влиянию и политическому мастерству, поэтому до сих пор не было сомнений в том, кто выиграет президентские выборы.

Сейчас же ситуация усложняется тем, что еще долгое время ни один из политических лидеров не будет иметь авторитета, влияния и доверия, которые можно было бы сравнить с гавеловским. Именно это и продемонстрировала неудачная попытка выборов. Ожидается, что в новой попытке будут участвовать и другие лица, в частности, один из лидеров социал-демократов, экс-премьер Милош Земан. Новый президент страны уже будет отвечать за полную интеграцию страны в «объединенную Европу» и ему придется быть готовым к более серьезным и тяжелым дебатам, чем во время кандидатства Чехии. Новому главе государства придется стать перед выбором: продолжать ли откровенно проамериканскую политику Гавела или найти новую линию для Праги. А также доказать практикой, насколько справедлив вывод, что государственная система Чехии уже способна эффективно работать даже и без президента.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ