Как-то само собой наиболее употребляемым эпитетом к правительству Виктора Януковича стало слово «коалиционное». Ожидаемого массового захвата министерских портфелей земляками премьера не произошло. В связи с этим любопытно отметить, что предыдущий состав министров во главе с Анатолием Кинахом называли командой прагматиков, правительство Ющенко — командой реформаторов, Пустовойтенко — правительством стабильности.
Эпитеты меняются, кабминовские программы слегка корректируются, а страна неизменно остается аутсайдером реформирования экономики в Восточной Европе. Эксперт по внешней торговле австрийского Института экономических исследований Ян Штанковски в недавно опубликованной научной работе назвал критериями развития государства уровень средней заработной платы и стандарты по охране окружающей среды. При этом эксперт отмечает, что для иностранных инвесторов более выгодным является вложение средств именно в слаборазвитые страны, к которым причислил и Украину. Отбросив эти, сомнительного качества, авансы в адрес нашей страны, мы попробовали определить критерии, по которым можно объективно судить о темпах экономических реформ. По этим критериям, как правило, оценивают деятельность всех без исключения правительств не только «маленькие» и «новые» украинцы, но и внешний мир. Обобщающий ответ на вопрос о причинах торможения реформ оказался довольно прост: элементарная интеллектуальная слабость государственных элит и нерешительность руководства страны (которую в теленовостях называют «зваженістю»). Итак, критерии.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Государственная статистика уверяет, что за прошлый год украинцы стали жить на 20 с лишним процентов лучше. Не верите? В среднем гражданин нашей страны ежемесячно получает 70 евро, и хуже него в Европе по этому показателю чувствуют себя лишь две страны. Вот теперь верится. Правительство склонно указывать на прекрасную динамику роста уровня жизни, хотя и соглашается, что этот уровень слишком низкий. И большинство граждан с этим не спорят. Опрос «Ipsos-Reid» в 12- ти странах показал, что украинцы имеют самую низкую самооценку качества жизни, и в то же время самый высокий процент веры в то, что жизнь все-таки будет меняться к лучшему.
Усилия государства по повышению уровня жизни имеют такой же болезненный характер, как и многострадальные экономические реформы. Парламент запретил с 2003 года выплачивать украинцам ставку меньше 185 гривень, а с первого июля — меньше 237-ми, но при этом «забыл» зарезервировать в бюджете 10 миллиардов на повышение зарплат госслужащим. Самих госслужащих, тем временем, от нищенства спасает лишь коррупция и сомнительные подработки. Конституционные декларации о бесплатных социальных гарантиях стали глобальным обманом. Уже давно ни одна операция в больнице не завершается без вручения доктору конверта с деньгами или подарка. В правительстве прекрасно знают, что прекратить это безобразие можно лишь обязав всех украинцев иметь медицинские страховки. Но провести эту реформу смелости пока не хватает.
КАЧЕСТВО ГОСУПРАВЛЕНИЯ
Украинские чиновники имеют самые низкие зарплаты в Европе и «мстят» за это своему работодателю, то есть избирателям. Различные западные организации стабильно ставят Украину в ряд стран с самым высоким уровнем коррупции, но мы то знаем, что правда намного страшнее, чем видится из-за океана. Изможденный коррупцией и нищенством государственный аппарат выгоден. В прошлом году впервые публичной стала фраза «посадить департамент на зарплату». Крупные частные корпорации просто покупают то или иное ведомство в своих целях. Парадоксально, но это тут же позитивно сказывается на качестве работы госчиновников, в том числе и в интересах народа.
Реформа государственного управления, затеянная года три назад, ограничилась странным сокращением количества министерств (за счет формального переименования их в комитеты) и введением должности государственных секретарей. Сейчас никто в правительстве не переживает о том, чтобы изучить первопричины слабого менеджмента, провести сокращение штатов с одновременным повышением зарплат, сделать все услуги госорганов платными, то есть окупаемыми. Чтобы пойти на такую реформу, нужно иметь волю и разум. Но разве хоть одно из правительств в качестве главного эпитета заслужило определений «умное» и «решительное»?
СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ
О том, что украинская экономика выпускает не те товары, которые должна выпускать, твердит каждый новый премьер-министр. За этим, как правило, следуют предложения предоставить льготы той или иной отрасли (в отношении к которой очередной премьер наиболее «сентиментален»). Поскольку правительства в нашей стране меняются раз в год, то ни одна из опекаемых государством отраслей не имела долгосрочного успеха. В прошлом году самым доходным промышленным бизнесом были переработка российской нефти и вырубка лесов на мебель. Судя по всему, бензоколонок скоро станет больше, чем деревьев.
Общеизвестно, что страна, желающая выйти на достойный уровень развития, должна развивать все виды «интеллектуального» бизнеса (банки, биржи, страхование, торговля), а также машиностроение, как конечный этап переработки различных сырьевых составляющих. Вряд ли эта аксиома является откровением для чиновников. Но реальных действий в этом направлении не наблюдается.
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА
Роскошь платить налоги в полном объеме не может себе позволить ни одно украинское предприятие. И дело не в том, что слабая экономика даже теоретически не может уплачивать такие же или большие подати, чем, например, компании стран ЕС. После скандала с отмыванием денег Павлом Лазаренко остальные украинские премьеры, к сожалению, также давали громкие поводы сомневаться в чистоплотности некоторых решений. Если же вспомнить сквозную коррупцию местных госадминистраций, становится понятно: платить налоги в казну, которая нагло разворовывается, нет смысла.
Недостаточный уровень интеллектуальных элит, определяющих экономическую стратегию государства, не позволяет провести расчеты в пользу глобального снижения налогов. Ведущие экономические эксперты предпочитают банальную арифметику, предполагая, что снижение налога в два раза на столько же снизит доходы бюджета. Не помог пока даже красноречивый пример России, где снижение подоходного налога в два раза привело к повышению доходов казны. Еще раньше украинские металлургические предприятия, добившись для себя снижения налога на прибыль в два раза, повысили отчисления в бюджет на столько же. Лишь элементарной глупостью можно объяснить решение властей прекратить этот эксперимент, а не распространить его на всю экономику. Владельцы крупных украинских предприятий, к сожалению, также не являются активными лоббистами снижения налогов, поскольку давно работают через оффшорные фирмы.
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА
Нынешняя система выплаты пенсий унаследована от уравниловки СССР — со всей страны деньги собираются в единый котел, и потом распределяются среди пенсионеров. Суть задуманой реформы сводится к тому, что каждый гражданин на старости лет будет самостоятельно распоряжаться деньгами, которые им уплачиваются на протяжении всей жизни в Пенсионный фонд. Кто не в курсе, 32% фонда зарплаты украинские предприятия обязаны автоматически отчислять на нужды пенсионеров. Именно эта грабительская ставка вынуждает 90% частного бизнеса страны выплачивать зарплаты работникам в конвертах.
По итогам реформы каждый гражданин должен заключить договор с Пенсионным фондом, которым управляет Кабинет Министров, (а также, по желанию, с частными пенсионными фондами) и честно отчислять деньги на свой персональный счет. На сегодняшний день люди не знают не только номера своих персональных пенсионных счетов, но и толком не представляют, куда уходит треть их зарплаты.
Просчитать последствия переходного периода от пенсионного «общака» к индивидуальным пенсионным счетам для правительства и парламента пока является непреодолимой задачей. Именно поэтому люди пожилого возраста панически боятся выходить на пенсию. Они просто теряют жесткую связь между размером своей пенсии и зарплаты.
ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ
Грандиозное перераспределение национального богатства в Украине происходит без нескольких базовых законов. В принципе, ничего удивительного в этом нет. Отсутствие правил позволяет людям, приближенным к власти, устанавливать контроль над доходными предприятиями с помощью «административного обаяния». Теневая приватизация, по масштабу преобладающая над легальной, является самым наглядным примером специфической ментальности украинских капиталистов.
Вне всяких сомнений, в ближайшее время реформа имущественных отношений в Украине состоится. Законы, как правило, имеют ограничивающую функцию, и политико-финансовые группы такие ограничения установят, как только столкнутся с необходимостью защиты своего имущества от атак таких же «обаятельных» конкурентов. Лишь после этого, похоже, состоится легализация украинских капиталов, и приход крупных иностранных инвестиций.
АГРАРНАЯ РЕФОРМА
Аграрная реформа является показательным исключением, подтверждающим правило. Решение расформировать колхозы и создать на их базе частные предприятия на порядок повысило продуктивность труда на селе и объемы урожаев. Смелая и разумная реформа быстро дала плоды, и дальнейшему развитию отрасли мешают только недоразвитая инфраструктура аграрного рынка. Не исключено, что через много лет лишь благодаря решительному началу качественных реформ в сельском хозяйстве нынешний Президент страны будет упомянут в учебниках украинской истории.