Скандал вокруг «Кольчуг» не стал делом года в отношениях между Украиной и Великобританией, убежден посол Ее Величества Роберт Бринкли. Однако он соглашается, что это дело «омрачило» отношения между двумя странами, и твердо, хотя и дипломатически, подчеркивает, что от Киева все еще ждут ответов на поставленные экспертами вопросы. Делом же следующего года, убежден посол Бринкли, должно стать сотрудничество во имя демократии, совместного противостояния угрозам терроризма и организованной преступности, развития торговли и инвестиций. Причем, что касается демократии, он уже настойчиво рекомендует освободить прессу от политического давления. Из его слов вытекает, что это одно из условий, при которых Соединенное Королевство уже не будет призывать не обращать внимания на ярлыки, а выскажется в поддержку углубления отношений между Украиной и НАТО и Европейским Союзом.
— Как долго еще проблемы вокруг «Кольчуг» будут влиять на отношения между Украиной и Великобританией?
— Вы знаете, что произошло за последние три месяца. Конечно, это повлияло на двухсторонние отношения, это ухудшило отношения между Великобританией и руководством Украины. Как вы знаете, страны-члены НАТО решили, что Комитет НАТО—Украина в Праге должен пройти на уровне министров иностранных дел. Мой министр иностранных дел Джек Стро на этой встрече сказал, что Украине необходимы фундаментальные перемены, и признал, что это не будет легким делом. Однако он сказал, что Великобритания будет готова помочь Украине в этом процессе перемен.
Я думаю, что темой на следующий год будет то, как Великобритания может помочь Украине в процессе демократических и рыночных реформ, потому что именно этот процесс демократических и рыночных реформ приблизит Украину к ее намерениям стать полноправным членом европейской семьи наций.
— Нет ли впечатления, что обе стороны приблизились к черте, которую не стоит переступать? Насколько это ухудшение отношений соответствует намерениям Лондона? Каким образом можно было бы преодолеть ситуацию, возникшую вследствие дела «Кольчуг»?
— Эксперты из Великобритании и США посетили Украину в октябре. Им пообещали полное сотрудничество и прозрачность. К сожалению, опыт в этом вопросе был смешанным. Они покинули Украину, не получив ответы на некоторые важные вопросы. И на эти вопросы все еще не даны ответы. Теперь — дело за так называемым комитетом 661 Совета Безопасности ООН. Украина пригласила ООН направить экспертов для изучения дела «Кольчуг». Но этот визит не будет продуктивным, пока украинская власть не предоставит им те документы и не ответит на те вопросы, которые она не предоставила британским и американским экспертам. Это серьезный вопрос по двум причинам. Во-первых, Президент Украины был записан, когда он давал разрешение на тайный экспорт этих систем в страну, которая находится под действием эмбарго ООН. Во-вторых, британские и американские пилоты патрулируют так называемые «бесполетные зоны» на юге и севере Ирака, чтобы защищать живущих там людей. Иракцы пытаются сбить наших пилотов. И если они получат радары «Кольчуга», угроза для наших пилотов возрастет. По этим причинам мы не можем игнорировать этот вопрос.
— Но возникает вопрос о разном отношении к гипотетическим обвинениям, основанным на записи подслушанного разговора, и к доказанным поставкам разными странами Ираку именно того оружия, которым и пытаются сбивать пилотов. Другой очень сомнительный момент тот, что Соединенные Штаты и Великобритания не обращаются с запросом о расположении «Кольчуг» к Китаю и России. Трудно сказать, чтобы постоянные заявления о том, что обе страны представлены в комитете 661, выглядели очень убедительно.
— Мы очень серьезно относимся к любым обвинениям в нарушении санкций ООН. Совет Безопасности организовал специальный комитет для наблюдения за соблюдением санкций против Ирака. Я не знаком с деталями различных обвинений против других стран. Я считаю, что ключевым фактором в отношении этих обвинений является то, насколько эти страны открыты, прозрачны, сотрудничают ли они. Доклад британских и американских экспертов сейчас в Комитете 661. Имеет значение и то, что и Россия, и Китай являются членами этого комитета.
— При этом обвинения против Украины не подтверждены судебным расследованием...
— Мы не говорим о суде. Мы говорим о санкциях, введенных международным сообществом. Есть свидетельство в форме записей, в которых Президент Украины обсуждает поставки «Кольчуг» Ираку, которые были признаны аутентичными после очень тщательного анализа в Соединенных Штатах, сделанного на основе оригинальной записи и оригинального записывающего устройства. Попытки украинской власти прийти к другим выводам на основе записей, взятых из Интернета, смешны.
В действительности, несколько украинских высокопоставленных должностных лиц не пытались отрицать, что этот разговор имел место. Но они вместо этого сосредоточивались на вопросе, действительно ли эти радары были поставлены Ираку, или же нет. Эксперты, как вы знаете, сделали вывод, что существует вероятность того, что радары могли быть переданы через третью страну.
— Как можно доказать, что они не были переданы через третью страну?
— Лучший способ — это ответить на те вопросы экспертов, на которые не были получены ответы.
— Были ли какие-то изменения в этой ситуации после обнародования отчета экспертов?
— С того времени прошло обсуждение в комитете 661 в Нью- Йорке. Но на нем говорилось прежде всего о процедурной стороне, а не о содержании.
— Таким образом, дело «Кольчуг» остается «делом года» в наших отношениях?
— Нет, я так не думаю. Хотя это очень серьезный вопрос, отношения между нашими странами идут намного шире. Мы подготовили очень широкую повестку дня на следующий год, состоящую из трех главных тем. Первое — это поддержка демократии, хорошего управления, соблюдение прав человека и верховенства закона. Это — фундаментальные вопросы для будущего Украины. То, что сейчас сдерживает Украину в ее продвижении вперед, это ощущение широко распространенной коррупции и злоупотребления властью. Эти ощущения были отражены в докладах Transparency International. Из исследований Всемирного банка известно, что чем более коррумпированной считается страна, тем меньше инвестиций она привлекает. Поэтому существует прямая зависимость между открытостью, прозрачностью и привлечением инвестиций, в которых Украина нуждается для своего будущего процветания.
Второе — это безопасность в широком смысле. Наши две страны, как и другие, встречаются с ростом угроз терроризма, распространения оружия массового уничтожения, организованной преступности. Этим угрозам не мешают национальные границы. Поэтому очень важно, чтобы мы вместе работали над противодействием этим угрозам в международном контексте. По этим вопросам между нашими правительствами уже существуют диалог и сотрудничество. Необходимо, чтобы это продолжалось и усиливалось.
Третье — это торговля и инвестиции. Украинская экономика продолжает расти, уровень инфляции очень низок, национальная валюта стабильна. Существуют потенциально большие возможности для британских и других фирм. В марте лорд-мэр Лондона, представляющий коммерческие и бизнес- интересы Лондонского Сити, посетит Украину. Я надеюсь, что этот визит даст нам возможность добиться значительного импульса в наших отношениях, сделает более широко известной среди британских фирм и банков информацию о существующих в Украине возможностях. Все эти фирмы и банки будут принимать свои собственные решения, основанные на их собственной оценке рисков и преимуществ, и именно так и должно быть.
— Итак, можно сделать вывод, что сейчас больше рисков, чем возможностей?
— Некоторые из них действительно сделали такой вывод. Но не все. В прошлом году британский экспорт в Украину вырос на 13 процентов. Великобритания занимает третье место среди зарубежных инвесторов Украины. Здесь, в Украине, присутствуют и работают 75 британских компаний. Бизнес большинства из них приносит хорошие прибыли, если бы они их не получали, их бы здесь не было.
— Что мешает увеличить их количество хотя бы в три- четыре раза?
— Препятствие можно найти в балансе между риском и вознаграждением. Я не говорю только о британских фирмах и банках, но пока все они судят, исходя из того, что бизнес-климат непрозрачен, их деловые интересы не слишком надежно защищены судебной системой, законодательное обеспечение не совсем ясно, они будут относиться к своим действиям осторожно. Высокоприоритетной должна быть тема налоговой реформы с целью упрощения количества налогов и уменьшения количества льгот.
Во всем мире британские фирмы и банки — вторые по объемам инвестиций после Соединенных Штатов. У них имеется опыт инвестирования в другие страны и они не боятся этого. Но они будут вкладывать свои деньги туда, где баланс между риском и вознаграждением выглядит более привлекательным.
— Вы даете какие-то советы британским фирмам? Каковы тогда ваши комментарии по этому вопросу? Что вы им говорите — стоит делать бизнес в Украине или нет? Каким образом политический бэкграунд влияет на бизнес- и коммерческие контакты?
— Одна из сфер работы британского Посольства — это советы британским компаниям. Я и мои сотрудники пытаемся предоставить британским компаниям правдивую и сбалансированную информацию. И политические риски принадлежат к тем факторам, которые будет учитывать любая компания или банк. Я думаю, что вопрос — стоит ли делать бизнес здесь — слишком широк, и невозможно ответить на такой общий вопрос. Я уже говорил, что британские компании и банки, которые являются частными учреждениями, будут принимать собственные решения. Мы информируем их о наших взглядах, если они об этом спрашивают.
— Назовите, пожалуйста, те темы, которые больше всего повлияли на отношения наших стран в уходящем году, и сценарии (наиболее позитивный и наиболее негативный) возможного развития событий.
— В этом году я бы выбрал темы демократии и свободы прессы. Это был год выборов в новую Верховную Раду, за которыми наблюдали около тысячи международных наблюдателей. В нескольких словах их выводы можно подытожить так: выборы были значительно лучше по международным стандартам, чем четыре года назад. Но они все еще были отмечены проблемами злоупотреблений административного ресурса и давления на масс-медиа. Вторая тема та, что в последние несколько месяцев увеличилось количество случаев политического давления на масс-медиа. Прошли парламентские слушания по вопросам свободы слова, на которых журналисты и власть могли дискутировать, и которые транслировались телевидением. Я приветствую мужество журналистов, сообщивших общественности о правде, какой они ее видят. Я думаю, что Украине сейчас стоит выйти за рамки этой весьма поляризованной дискуссии, где журналисты говорят, что они страдают от цензуры, а власть, с другой стороны, говорит, что цензуры нет. Возможно, выйти из этой ситуации можно будет через создание организации, уважаемой всеми сторонами и подобной британской комиссии по журналистским жалобам. Такая структура, которой бы доверяли все стороны, которая была бы независимой, могла бы обеспечить независимость масс-медиа. Но также должна быть возможность подать жалобу в эту структуру и тем, кто имеет претензии к опубликованному в прессе или показанному по телевидению.
Что же касается следующего года, то худшим сценарием было бы отсутствие прогресса в реформах. Лучшим сценарием было бы, если украинские власти продвинутся в выполнении обязательств, взятых перед Советом Европы, по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве и недавно принятому Плану действий Украина—НАТО. Я надеюсь, что будет реальный прогресс во вступлении Украины во Всемирную торговую организацию. Это бы отметило настоящий прогресс в создании рыночной экономики и улучшило бы украинские позиции касательно интеграции в Европейский Союз.
— Великобритания была инициатором идеи разработки Европейским Союзом так называемой «инициативы новых соседей» (new neighbour initiative) в отношении Украины. Почему нужно изобретать новые инициативы вместо применения тех инструментов и механизмов, которые уже успешно применены в тех странах, которых в Копенгагене пригласили вступить в ЕС?
— Министр иностранных дел Джек Стро весной этого года призвал все страны-члены Европейского Союза внимательно приглядеться к тем странам, которые будут восточными соседями ЕС после его расширения. Эта политика сейчас согласована в ЕС и она является весьма позитивным шагом, сигналом важности Украины для ЕС. Это признание того, что у Украины и ЕС существует много общих интересов. Сейчас важно продвинуть это дальше на базе существующего соглашения о партнерстве и сотрудничестве. В этом соглашении есть большие части, которые еще не выполнены. Еще важнее сконцентрироваться на содержании, а не на ярлыках.
— Но подобный «ярлык» может определять и содержание отношений.
— Значение имеет именно содержание. Это состояние политического диалога, условия торговли и инвестиции, уровень сотрудничества в борьбе с общими угрозами для нашей безопасности — это возвращаясь к тем трем главным темам, которые я уже отметил раньше. Великобритания приветствует стремление Украины стать полноправным членом европейских и евроатлантических институтов. Здесь существует параллель между ЕС и НАТО: обе организации в своих учредительных соглашениях заявляют, что они открыты для других европейских стран, разделяющих ценности демократии, верховенства права, рыночной экономики. Нет никаких сомнений в том, что Украина является европейской страной. Но у Украины все еще остается много работы, чтобы убедить членов ЕС и НАТО, что она не на словах, а на деле разделяет общие европейские ценности.