Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Кобза»: кто есть кто?

13 декабря, 2002 - 00:00

У культовой команды, рожденной в 1971 году, были разные периоды, менялись составы исполнителей. Поэтому взгляды на прошлое у всех «кобзарей» — полярные. Нынешняя ситуация с «Кобзой» подобна с белорусскими «Песнярами», когда под одним названием работали разные музыканты. Только после нескольких лет препирательств, кто правопреемник раскрученного имени, наконец зарегистрировали два коллектива: «Песняры» и «Белорусские песняры». У нас тоже теперь есть «Кобза» под управлением Евгения Коваленко и «Кобза-ORIGINAL», в которой выступают Валерий Витер, Георгий Гарбар, Игорь Курылив, Михаил Гай, Владимир Кушпет. Обе команды записывают альбомы, выступают с концертами. И обычному зрителю не всегда понятно, кто есть кто. Вашему вниманию предлагаются два взгляда о прошлом и настоящем легендарного ВИА.

— Если быть хронологически точными, то юбилей мы должны были отмечать в прошлом году, — сказал Евгений Коваленко, — но, к сожалению, не смогли найти денег на проведение концерта. Наша программа: «Кобза» собирает друзей» 15 декабря даст возможность встретиться на одной сцене музыкантам и певцам, работавшим в разные периоды в ансамбле. А зрителям — вспомнить полюбившиеся шлягеры. В коллективе я работаю с 1977 года и считаю, что мы сумели сохранить самое главное — дух украинской песни. А то, что Константин Новицкий нас не замечает, — его право иметь собственное мнение. Он ушел из «Кобзы» в конце 70-х, занимается преподавательской деятельностью. А мы активно выступали, гастролировали не только по Украине и бывшему Советскому Союзу, но и в Канаде, Америке, Польше. Записали четыре альбома-гиганта и несколько синглов. Недавно вернулись из Японии, где принимали участие в международном фестивале в г. Осаки, представляя украинскую эстрадную песню.

Сегодня в «Кобзе» работают шесть человек: Николай Правдивский — солист, плюс играет на народных инструментах, Петр Коваленко — кобза, гитара, вокал, Валерий Павловский — сопилка, духовые народные инструменты, Владимир Солдатенко — вокал, клавишные, бас-гитара, Александр Муренко — ударные и я- аккордеон, клавишные инструменты.

Наш ансамбль жив и здоров, полон планов. Уже готов фольклорный альбом — это обработки народных украинских песен. Работаем над следующим — «Прем’єри крізь роки», в который войдут первые хиты группы. Я приглашаю всех на концерт во Дворц «Украина» и лично убедиться, что «Кобза» в хорошей форме и нам есть чем порадовать своих слушателей.

Вашему вниманию предоставляется взгляд на ВИА одного из отцов-основателей группы — Константина Новицкого, ныне доцента кафедры «Народных инструментов» Национальной музыкальной академии Украины.

— Наш ансамбль был создан, когда мы были студентами- первокурсниками консерватории. Летом 1968 года у нас появился уникальный инструмент — электробандура. В первом составе играли всего три музыканта: две электрические бандуры (Кушпет и я), а на флейте Гарбар. Свою главную задачу мы видели в пропаганде бандуры. Хотели показать возможности этого уникального инструмента. Именно поэтому и назвали свой коллектив «Кобзой». Кстати, имели из-за этого мороку и долго не могли его утвердить. Меня даже вызывали «на ковер» в тогдашнее Политбюро ЦК КПУ, так как на нас поступил сигнал. Какой-то «добродетель» сообщал, что в киевской консерватории «очаг национализма». Нам предлагали, от греха подальше, изменить название, но мы были парнями упрямыми и не соглашались, доказывая, что бандура —духовный символ Украины. Нам очень помог Платон Майборода, написавший письмо-рекомендацию в «Укрконцерт», расхваливая дело, начатое молодым эстрадным коллективом, и нас приняли в штат.

Первые аранжировки народных песен делал Александр Зуев — самобытный композитор. Затем у нас появился замечательный солист Валерий Витер. Именно его голос записан на пластинке-гиганте «Мелодия», вышедшем миллионным тиражом в бывшем СССР.

У «Кобзы» был свой музыкальный почерк, редкое для эстрады по красоте многоголосие. В репертуаре были сочинения современных авторов и самобытные народные песни, аранжированные при помощи электроинструментов. Их хиты «А ми удвох», «Ой ти, річенько-черевиченько», «Ой, поїхав за снопами», «Біля річки» и др. принесли ансамблю фантастическую популярность. В коллективе царила творческая атмосфера. Увеличился состав команды, в которой каждый был творцом. По славе они могли соперничать с грузинским «Орера», российскими «Самоцветами» и белорусскими «Песнярами». С ростом известности стали поступать предложения выступать за границей. И тут началось! Невыездным стал Новицкий. Именно из-за этого Константин Георгиевич был вынужден уйти из «Кобзы». Он стал выступать самостоятельно по Украине, продолжал преподавать в НМАУ.

— В ВИА началась чехарда. Состав ансамбля многократно менялся, — продолжает К. Новицкий. — Витер стал профессиональным художником. Гарбар играет в симфоническом оркестре, ушел Кушпет, создав кобзарскую школу. И однажды из старого состава «Кобзы» никого не осталось. То, что сейчас Евгений Коваленко подает за нее, — миф, фикция. Разве это «Кобза», если в ее составе нет бандуры?

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ