Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гамлетовский вопрос Уго Чавеса: объявить выборы или военное положение?

12 декабря, 2002 - 00:00

Хаос снова воцарился на улицах венесуэльской столицы — Каракаса. Особых дивидендов уличные демонстрации пока что ни одной из сторон не принесли: ни оппозиции, требующей отставки президента Уго Чавеса, ни президенту, страна которого страдает из-за народных волнений, ни самому народу, настроения которого разделились пополам. Одна часть демонстрантов настаивает на проведении досрочных выборов в стране; другая, наоборот, хочет, чтобы Чавес остался президентом. Перед венесуэльским руководителем, кажется, только два выбора: прибегнуть к помощи военных и разогнать непокорных или же объявить очередные выборы в стране.

На то, что манифестанты успокоятся и мирно разойдутся, надежд меньше всего. За последние десять дней демонстрации не затихали, а разрастались, ежедневно на улицы выходят тысячи новых недовольных политикой Чавеса. Жару добавляет частное телевидение, руководство которого дает в эфир по большей части призывы оппозиции. Это уже привело к тому, что сторонники президента захватили несколько студий и разгромили в них аппаратуру. Три человека в прошлую пятницу погибли в столкновениях с полицией, десятки были ранены. Переговоры с оппозицией никаких результатов не дали. Их основное требование — уйти в отставку — кардинально расходится с позицией Чавеса: отбыть полностью срок, прописанный конституцией — то есть до 2007 года. Держаться при власти ему дается нелегко. В апреле в Венесуэле произошел переворот, было избрано новое временное руководство, однако продержалось оно всего два дня. Чавес опять вернулся на президентское кресло. Правда, на него была возложена вина за гибель в столкновениях с военными сорока демонстрантов. Предыдущий опыт, похоже, на этот раз удерживает президента от искушения прибегнуть к помощи вооруженных сил, хотя сейчас армия Венесуэлы полностью стоит на стороне Чавеса. После апрельского переворота президент провел коренные перестановки в руководстве вооруженных сил. «Несомненно, он контролирует ключевые части вооруженных сил, которые его сейчас поддерживают. Пребывание Чавеса при власти полностью зависит от того, как долго позволят ему это военные», — убежден венесуэльский социолог Луис Висенте Леон.

Венесуэльских демонстрантов не удовлетворяет, во-первых, ситуация в нефтяном деле страны, руководство которой полностью подконтрольно президенту, и уже во-вторых, низкий уровень жизни населения, что в принципе характерно для большинства латиноамериканских стран. Объявление досрочных выборов в Венесуэле насколько вероятно, настолько же и нереально. Венесуэльский парламент рассматривает подобную идею, однако в большой степени решение депутатов зависит от воли президента. Последний пока что даже не намекал, что готов уступить довольно разнородной оппозиции. Стоит, кстати, отметить, что среди политиков Венесуэлы наибольшую популярность имеет все-таки президент Чавес. Даже при том, что его рейтинг из-за недавних событий упал до 30%, президента поддерживает почти половина венесуэльской бедноты, составляющей подавляющее большинство электората страны. Если принять во внимание, что оппозиция, скорее всего, не сумеет выдвинуть единого кандидата, то победа может оказаться на стороне нынешнего венесуэльского лидера. Впрочем, каким бы ни было решение Чавеса в этой ситуации, большинство венесуэльцев теперь ожидает роста в стране напряженности, что в конечном итоге может привести к очередному кровопролитию.

Беспокойство в венесуэльском обществе привело к экономическим потрясениям. Нефтяная отрасль, на которой фактически держится венесуэльская экономика, ежедневно терпит вследствие демонстраций миллионные убытки. Венесуэла — пятый по объему экспортер нефти в мире и первый поставщик нефти в Соединенные Штаты. Ситуация на мировом рынке нефти, таким образом, стала заложницей венесуэльского политического кризиса. Заложником судьбы стал и сам Уго Чавес, который к власти пришел десять лет назад в результате... переворота.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ