Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Детские войны

во взрослом масштабе
15 ноября, 2002 - 00:00

Почему учителя так часто попадают в глупое положение? По крайней мере с ними это случается гораздо чаще, чем с представителями любой другой профессии. Этот вопрос не дает мне покоя с того самого дня, как одна знакомая рассказала о том, что директор школы поставил ее одиннадцатилетнего сына на колени. И не одного его, а всех мальчиков класса за то, что те не в меру разбаловались на перемене и образовали небольшую «свалку». К сожалению, другого способа остановить «разбушевавшееся» настроение детей руководитель школы не придумал, да и придумывать было некогда — рядом было окно. Страх, что «клубок» детей может сейчас стукнуться о стекло и получить травмы, требовал немедленно решить проблему. Это происшествие всколыхнуло общественное мнение и разделило учителей школы и жителей поселка на две противоборствующие стороны. Одни, и их было большинство, горячо отстаивали «метод» воспитания, примененный директором, другие — открыто или молча осуждали такой подход. Дети, которые были любимым классом директора школы, на педагога не обиделись, разве что недоумевали относительно необычности формы наказания.

Пока я пыталась осмыслить происшедшее, на глаза попался газетный опрос довольно известных людей о том, как сегодняшние «звезды» издевались над своими школьными учителями в детстве. Они гордились тем, что были способны на дерзкие шутки, нарушающие общепринятые нормы поведения. Почему-то, даже став взрослыми, не посочувствовали бывшим учителям, над которыми порой так зло подшучивали, а учитель в этих мини-интервью представлялся какой-то схемой, начисто лишенной человеческих черт. Солидные взрослые люди по-прежнему воспринимали своего бывшего педагога как игрушку для своих забав. Неужели тогда им так не хватало игрушек? А может, просто в такой форме они отвоевывали свое право быть обыкновенными детьми? Право на детство?

Те, кого поставили на колени, вероятно, тоже очень хотели поиграть, и им было трудно «вести себя хорошо», так как в таком возрасте организм требует физической активности. Однако существуют учебные планы, школьные распорядки, предписывающие смирно сидеть за партой во время урока и спокойно вести себя на перемене. Возможно, что после завершения реформирования средней школы детские потребности будут удовлетворяться, а учитель и ученик, наконец, перестанут воевать друг с другом. Слышала, что в некоторых школах принято проводить физкультпаузы на уроках и подвижные игры на переменах. Таким образом естественное желание ребенка немного размяться в безопасных формах удовлетворяется старшими, а не рассматривается, как стремление детей выражать неповиновение им.

Вообще-то вопрос подчинения правилам — очень проблематичный вопрос. Разве можно детям, да, пожалуй, и взрослым, позволить все, что им только захочется? Психологи утверждают, что можно, если только человек готов взять ответственность за последствия своего выбора на себя. А у нас многими все еще принято с ранних лет детей «дрессировать» на выполнение приказов, а не предоставлять им эту свободу выбора, при этом обучая уважать себя и окружающих и думать о последствиях принятия своего решения. Насилие над личностью — основной механизм воспитательного воздействия в советское время, когда «прокрустово ложе» советского образца старалось делать всех людей одинаковыми, начиная со школьных лет. Прошло десять лет независимости, а шаблоны предыдущей эпохи пока не стерты, по крайней мере там, где детей наказывают вместо того, чтобы помогать им адаптироваться в жизни добрыми советами.

Я не знаю, какой же урок вынесут из случившегося наказанные за излишнюю резвость дети? Поймут ли, что стоять на коленях унизительно даже для ребенка? Что проблемы решаются не силой, а устранением причин их возникновения? В чем они будут видеть критерии хорошего поведения? А если они воспримут обязательность наказания за отход от нормы и как норму — наказание унижением?

Сказать, что таким людям не место в школе, — проблему не решить. Ведь такая реакция педагога с 20-летним стажем не возникла на ровном месте, этот поступок тоже имеет свои корни. Не ставит ли наше общество сегодня в каком-то смысле «на колени» самих педагогов? Известно, что насилие порождает насилие, а психологи утверждают, что человек, который работает с людьми, обязательно должен быть счастливым, иначе людям его будет сложно понимать. Счастлив ли сегодня учитель? В праве ли мы требовать от него хорошего настроения и способности понимать чужие проблемы, когда на его собственные «рабочие» вопросы государство закрывает глаза? Может ли человек, позволяющий не уважать свои собственные права, воспитать свободную личность? И должен ли учитель выступать в роли арбитра? У нас издавна сложилось представление о хорошем учителе, как о строгом и требовательном судье, любящем детей и жертвующем собственным благополучием ради счастливого будущего своих воспитанников. Есть ли этому пониманию альтернатива?

Кстати, пока я работала над материалом, мне снова позвонили и сказали, что в той же школе молоденькая учительница на своем уроке за невыполненное задание поставила ученика перед классом на колени, с книжкой в руках...

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ