Возникает резонный вопрос: а что за контора занимается обучением желающих, кто принимает деньги за обучение, какой документ выдается после окончания? Ответ на эти вопросы обычно дает договор на проведение обучения. Итак, открываем договор (доставшийся нам окольными путями — в офисе Школы показывать его нам отказались), читаем (название фирмы и фамилии изменены): «Частное предприятие «А» в лице Минина К.К. выступающего от имени и по поручению частного предпринимателя Клинкова О.О., именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны и гр. ____ именуемый в дальнейшем «Заказчик»...». В конце договора стоят реквизиты ЧП «А» и загадочная подпись без фамилии (по рассказам бывших учеников, договор подписывался одним из менеджеров). Если договор читать буквально, то Исполнитель, который обязался обучить актерскому мастерству, вообще не определен: не то Клинков О.О. является исполнителем, а «А» — посредник, который берет деньги, не то «А» является исполнителем, которому ЧП Клинков О.О. поручил организовать учебный процесс. В середине договора мы узнаем, что исполнителем является «А», которая на самом деле выдает свидетельство. Тогда причем тут частный предприниматель Клинков? А еще сами учащиеся поделились таким наблюдением: в договорах указываются разные фамилии частных предпринимателей, которые получают денежные средства за обучение и поручают «А» проводить обучение.
И еще по поводу документов: «Исполнитель обязуется предоставить Заказчику документ установленного образца, свидетельствующий об окончании им курса занятий». Установленного кем образца? Читаем тот самый «документ установленного образца». «Настоящее свидетельство выдано в том, что он (она) прошел (прошла) подготовку уровня по курсу Школа актерского мастерства». Интересно, куда с такой бумажкой можно заявиться и какие преимущества она дает? Если читать этот пункт договора дальше, то мы узнаем, что документ выдается только при наличии квитанции — т. е. документа, подтверждающего факт оплаты услуг.
Мы попросили прокомментировать этот любопытный документ заместителя начальника отдела искусств Главного управления культуры и искусств Госадминистрации Елену Дмитриевну КАВУРЬИНУ:
— Что это вообще за «подготовка уровня по курсу...»? Каждой специальности присваивается номер, который регистрируется в министерстве. Тут же ни про какой номер специальности, а значит, и про саму специальность и речь не идет. К тому же, к каждому диплому должен прилагаться «Додаток до диплому» где перечислены все предметы, количество вычитанных часов, а часто и успеваемость ученика или студента по тому или иному предмету. Этот документ также отсутствует. А вообще, мне кажется, все это обучение построено на «человеческом факторе» — когда молодой человек или девушка, не жалующиеся на отсутствие денег, пытаются поступить в один театральный ВУЗ, в другой, и никуда не поступают, и тут видят и слышат рекламу про такую школу... Конечно, они сразу бросаются туда и поступают. А для родителей никогда не жалко денег для любимых детей — лишь бы дочка или сынок были счастливы.
Тут в голову приходит следующий вопрос: а как обстоят дела с лицензией? На этот вопрос сотрудники Школы отвечают отрицательно: «Лицензии нет... Есть какие-то «довідки». Но кто-то тут же категорически заявляет, что лицензия и не нужна, ведь это только филиал, кто- то сообщает, что как раз готовятся документы на получение лицензии. А как же быть с тем, что полгода учат без лицензии? Обращаемся к «Положенням про ліцензування навчальних закладів», утвержденных Кабинетом Министров Украины в феврале 1996 года: «1. Навчальні заклади, підприємства, установи і організації – юридичні особи (далі – навчальні заклади), нзалежно від їх відомчого підпорядкування і форм власності можуть розпочинати діяльність з окремих видів і напрямів, пов’язану з наданням послуг для одержання загальної середньої та професійної освіти, підготовкою спеціалістів різних рівнів кваліфікації, лише після отримання ліцензії». Дальше, пункт второй, подпункт второй, абзац третий: «2. Ліцензуванню підлягають: 2) діяльність, пов’язана з одержанням професійної освіти; ...курсові форми професійного навчання без присвоєння кваліфікації за напрямом, професією)». «А как же без присвоения квалификации по профессии? — спросите вы, — ведь Школа-то актерского мастерства?». В том-то и состоит весь «прикол»: главная цель Школы, как говорится в рекламном буклете, приобретение учащимися навыков мастерства, которые можно применять в общении с окружающими. То есть никто вам не гарантирует, что вы станете профессиональным актером и перед вами откроется дорога в большое кино — но навыки того, как следует себя вести, преподносить себя окружающим и пр. получите. И это за сумму, которая ненамного меньше годичного обучения в институте им. Карпенко-Карого (где, как известно, выдают документ установленного соответствующими государственными органами образца, который официально подтверждает, что вы окончили ВУЗ и получили квалификацию).
За комментарием по этому вопросу мы обратились к начальнику отдела искусств Главного управления культуры и искусств Госадминистрации Валентине Марковне ОНИЩЕНКОВОЙ :
— Любая организация, которая хочет легально заняться образованием, никак не может миновать инстанции Управления просвещения без регистрации, без утверждения учебных планов законно работать в сфере образования, безразлично, школа это, курсы, институт или другое учреждение, не может. В документах кроме подтверждения того, что предприятие получило лицензию под номером таким-то, также должно говориться, что учебные планы соответствуют государственным стандартам, а не взяты «с потолка». То есть это является подтверждением — да, за это можно платить.
Еще одна неприятная мелочь — при поступлении обещают участие в киносъемках, а потом оказывается, что данное обещание сводится к другому обещанию — занести вас в специальную базу данных, которой якобы пользуются при наборе актеров для различных проектов. А уж выберут вас или нет — это как повезет.
Народный артист Украины Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ :
— Я не хочу касаться каких- то правовых вопросов. Но надеюсь, что каждый понимает: за 35 часов овладеть чем-либо — будь это актерское мастерство, работа на компьютере, вождение машины — невозможно.
В данный момент в прокуратуре города Киева находятся несколько десятков заявлений с жалобами от бывших учеников Школы актерского мастерства. К своему несчастью, все вышеупомянутые факты насторожили их уже после того, как были уплачены деньги за обучение. С большим трудом некоторым «заказчикам» удалось вернуть средства, потраченные практически ни на что. Но на каждого приходится несколько десятков тех, кому еще предстоит задуматься над тем, что он получает за отданные тысячи.
Ситуацию комментирует юрист Центра конфликтологии и права Денис ЦИПИН :
— Конечно, прежде всего, это нарушение 42 статьи Конституции Украины, согласно которой предоставляемый потребителю товар и услуги должны быть качественными. Кроме того, не будем забывать про 190 статью Криминального кодекса Украины (мошенничество). В данном случае ученик подобных курсов является жертвой людей, которые очень хорошо изучают нормы законодательства и используют свои знания для получения средств законным путем от доверчивых граждан, которые очень хотят стать актерами.
P.S. После того, как материал был готов, мы встретились с человеком, который в рекламном буклете Школы значится преподавателем. Это известный артист театра и кино, заслуженный артист Украины Владимир ГОРЯНСКИЙ.
— Володя, прокомментируй ситуацию, как ты попал в рекламный буклет Школы?
— Несколько месяцев назад мне позвонили и предложили проводить занятия на курсах в этой Школе. Не зная кто все это организовал, кто преподает на курсах и не имея свободного времени я отказался. Потом меня стали расспрашивать друзья, звонить незнакомые люди и интересоваться курсами. Пришлось звонить в эту Школу и требовать от них — прекратить использовать мое имя, рекламируя себя. Так что всем заявляю — я к этой школе никакого отношения не имею.