Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

622 гривни на ученика в год

Дешевое образование обходится нам слишком дорого
18 октября, 2002 - 00:00

В среду в Верховной Раде анализировали состояние выполнения законодательства по развитию общего среднего образования в Украине. Поле деятельности для такой проверки, воистину, представилось более чем обширным. Законодательная база в этой сфере у нас уже в основном создана, образовательные законы прямого действия даже служат моделями для законотворчества многих стран Центральной и Восточной Европы, однако соответствующих условий для реализации этого законодательства, а также и Национальной доктрины развития образования в нашей стране пока еще нет. Участники парламентских слушаний констатировали, что государство не в полной мере обеспечивает право своих граждан на получение среднего образования. Депутаты пытались разобраться в том, что же мешает реализации добротно проработанных законов и какие же нужны механизмы, чтобы законодательная машина заработала на пользу нашим детям и в целом всему обществу.

Следует заметить, что сбои на конечном результате она дает практически в течение пяти лет, ведь Закон об образовании был принят еще в 1997 году, где были прописаны также и нормы финансирования этой сферы и которые по умолчанию не финансировались несколько лет. Только в последние годы стали определять, что из ранее «прописанного» финансировать, а что подождет до лучших времен. Тем временем некоторые учителя стали добиваться выполнения на деле этого «прописанного» законодательства через суды и в некоторых случаях даже принимались решения в пользу подавших в суд преподавателей.

Если говорить о финансировании образования, то в прошлом году дело-таки сдвинулось с мертвой точки. Учитывая, что школы финансируются из местных бюджетов, которые нередко бывают и дефицитными, а где-то у местных властей может быть свое специфическое понимание приоритетов в финансировании местных нужд, принятый в 2001 году Бюджетный кодекс Украины обязал местные бюджеты выделять деньги на школьное образование исходя из специальной формулы. Эта формула учитывает количество обучающихся детей и особенности затрат на образование в конкретной местности. На текущий год прописанная в среднем сумма на одного школьника составила 622 грн. на год. Казалось бы, проблема решена — и наше среднее образование в его развитии ничего не сдерживает. Но как бы не так — закон по-прежнему остается гораздо более привлекательным, чем та действительность, на которую он должен был бы поработать. Тех денег, которые заложены в формуле, едва хватает на сегодняшнюю мизерную зарплату учителя (не дотягивающую до прожиточного минимума и составляющую лишь половину от обозначенной в 57 статьей Закона об образовании), а также на отопление в неполном объеме. Как известно, скупой платит дважды — на неоплаченное вовремя тепло накладывается пеня, а отключенное за неуплату долгов отопление также больно бьет все по тому же государственному «кошельку» (специалисты утверждают, что отключение тепла в отопительный сезон стоит значительных дополнительных средств).

Теперь несколько слов о том, на что денег не выделяется вовсе. Заместитель государственного секретаря МОН Украины Григорий НАУМЕНКО сказал корреспонденту «Дня»: «Сегодня в школах сложилась критическая ситуация по обновлению учебного оборудования — обеспечена только пятая часть от необходимого, из которого основная масса уже устарела. Местные бюджеты формируются в сложных условиях, и на оборудование для школ деньги практически не выделяются. Если заложить эту статью расходов в госбюджет, то это бы стимулировало и само производство отечественного оборудования для школ. Некоторые заводы даже готовы начать такое производство за свои оборотные средства, но ведь им нужна гарантия, что это оборудование будет покупаться». Понятно, что проводить опыты по химии или физике путем развития детского воображения все равно, что чай пить вприглядку, сладко не будет. А скажется это на качестве будущих специалистов, которых не на чем было научить.

Учебниками наши школьники на сегодня обеспечены лишь на две трети от необходимого, и деньги на них у нас традиционно выделяются из госбюджета, в отличие от России, где эту статью расходов перевели на местное финансирование и в результате нормой для детей стал один учебник на двоих, а общая обеспеченность учебниками составила 30%. В ближайшие годы на учебники понадобятся немалые деньги из- за перехода на новые программы по 12-летнему обучению. О средствах для их выпуска следует задуматься заранее, и не только на бумаге, а и о своевременном реальном выделении внесенных в бюджеты сумм, с учетом того, что книжки детям нужны к началу учебного года, а не к первому января следующего. И еще один момент — не стоит тратить государственные деньги на некачественные учебники, считают учителя и родители, так как такое еще встречается, как, например, было с пресловутым учебником по биологии, пестрящем массой новых для школьников терминов, который в настоящее время уже не используется и снят с производства.

Для качественного образования нашим детям в школах не хватает компьютеров, ведь современной техникой обеспечено только десять процентов школ Украины. Статистические отчеты не учитывают того фактора, что устаревшие компьютеры, которые уже никто в мире не использует, не дают возможности применять современные технологии.

Сегодня мир переходит к инновационной экономике, которая требует соответствующего развития образования, и развитые страны увеличивают объемы его финансирования. Соединенныe Штаты ежегодно тратят на образование 16% ВВП, Германия — 12%, а Украина — лишь 4%, а если представить себе эти проценты в денежном измерении, то контраст окажется еще более поразительным. Возможно, следует задуматься о необходимости разработки новой государственной программы развития среднего образования на ближайшие годы, в которой особое внимание будет уделено экономическому разделу, а также освобождении помощи на нужды образования от налогового обложения. В Законе Украины об образовании 61-ой статьей определено, что 10% национального валового дохода должно тратиться на содержание образования. Пока бюджет страны еще не принят, не мешало бы об этом вспомнить, ведь отечественному образованию давно уже пора перейти из состояния тяжелого выживания к развитию.

Кстати, участники парламентских слушаний предложили Президенту Леониду Кучме усилить контроль за выполнением в полном объеме законодательства в сфере образования, а также возродить почетное государственное звание «Народный учитель Украины». Кабинету же Министров рекомендовано ускорить разработку государственных стандартов образования и ввести дополнения в законодательство по увеличению нормативов финансирования школьных учебных заведений.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ