Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

И пусть весь мир …

Рефлексии Александра МИЛОВЗОРОВА
2 октября, 2002 - 00:00

Художником нужно родиться. Потом, в дальнейшем, жизнь может занести вас на любое поприще, вы можете приобрести любую профессию, но если вы родились художником, вы все время будете активно воспринимать жизненный процесс, улучшать его, эстетизировать, доводить его до гармонического совершенства. Быть художником — это значит постоянно, беспрерывно искать гармонию в окружающей среде, изменять ее, и, по возможности, делать лучше и красивее. Только Художники с большой буквы делают великие открытия, изобретают новые приемы, блюда, механизмы и художественные решения. Только Художники способны раскрыть, расшифровать, определить, сформулировать и изобразить, так, чтобы результат был единственно правильным, верным и гармоничным. Художники призваны приводить к совершенству все, с чем бы им ни пришлось столкнуться в жизни: предметы, среду, общество. Безусловно, что Художниками были не только Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт или Роден, но и Винер, и Эйнштейн, и Ньютон, и Эдисон и граф Строганов также были Художниками. Недаром Эйнштейн говорил, что — «формула верна, ибо она красива».

Произведения именно такой творческой личности можно было увидеть на выставке в галерее «Лавра», на которой Александр Миловзоров представил на суд публики свои новые графические, живописные и металло-пластико-скульптурные работы.

Закончив крупнейшее и престижнейшее в бывшем СССР Высшее художественное училище имени Мухиной в Ленинграде, он в течение многих лет работал в керамике, стекле и металле. Художник принимал участие в оформлении интерьеров и создании малых архитектурных форм, пластических композиций и монументальных произведений, мелкой пластики и произведений из кованного металла, поражая коллег неожиданными и нетривиальными решениями и приемами.

В последние годы мастер обратился также к традиционным направлениям в искусстве — живописи и графике, привнеся в них свойственную ему динамику и видение новых цветовых и формообразующих отражений.

На этот раз автор открылся для зрителей, привыкших к его необузданно-беспредметной фантазийности, своей неожиданной классицистичностью и уравновешенностью, несмотря на то, что порой выставленные произведения поражают буйным разгулом экспрессии и эмоциональной вседозволенности.

Выставка называлась «Золотой век. Рефлексии». На ней автор представил на суд публики три вида работ: живопись, графику и пластические композиции, которые можно было бы охарактеризовать как символико-пластический коллаж. И если первые два вида произведений выполнены в традиционной манере, свойственной этим видам искусства, то пластическая группа резко контрастировала с первыми двумя по составу компонентов, использованных автором для получения образных решений.

А. Миловзоров, человек с острым умом и не менее острым взглядом, способный в нагромождении мусора, брошенных, отторгнутых человеком предметов быта или промышленного обихода, выявить, увидеть, вынуть и показать другим, даже функционально никчемный и бессмысленный в общей массе человеческих отходов, предмет, который, будучи выделенным из общего фона непрезентабельности нашего окружения, обретает собственную самозначимую эстетическую ценность, становится вещью в себе, обладающей несомненными художественными и смысловыми качествами. Так произошло в свое время с одним из миловзоровских «ноу хау» — использованием в качестве живописного фона для создания живописных образов фактуры листов ржавого кровельного железа. Так произошло и сегодня с представленными зрителю композициями из старых телевизионно-компьютерных схем в сочетании с кукольной «расчлененкой». В результате авторских решений родились пластические объекты, символически передающие состояние мироощущения сегодняшнего общества с его растерянностью и самоуверенностью, с его механистично-упрощенным сознанием, мечущимся между Интернетом и «кичем».

Но не в этом основное достоинство выставленных А. Миловзоровым произведений. Основным их отличием от многочисленных экспонатов бесконечных художественных выставок является то, что несмотря на использование различных техник и живописных решений, в которых они выполнены, все изображения объединены единым мощным, если хотите, энергетическим, порывом — огромным жизнелюбием и неугасимой оптимистической жаждой жизни. Все, без исключения, выставленные в галерее работы исполнены в сочной красочной манере, легкими, броскими и свободными мазками или столь же легкими и утонченными линиями. Вы не найдете ни одного произведения, где можно было бы обнаружить осторожность, неуверенность или скованность автора. И не случайно практически во всех графических и живописных полотнах присутствует античная тема.

И даже пластические объекты для создания определенного эмоционального настроя «задуты» золотистым спреем, что делает их монументальными и гармоничными, приближая к монументальности античных скульптур.


Что может быть более жизнеутверждающим, чем пример искусства Древней Греции с ее любовью к жизни, радости и безудержному спонтанному счастью. Только уверенные в себе греки могли позволить себе жить «наотмашь», не сомневаясь и не оглядываясь. Только великий народ мог родить великих ученых, философов, поэтов и художников. Только великий народ мог позволить себе спаривать Богов со смертными и рождать героев. И только человек, познавший счастье бытия в самом факте бытия, может призывать к следованию великим предкам. Автор выставки как бы говорит посетителям: «Прекратите ныть, копаться в собственных нечистотах, жаловаться на геморрой, подагру и несварение желудка! Посмотрите вокруг — жизнь прекрасна! Рядом с вами столько красивых женщин, интересных, сильных и в общем не очень плохих, мужчин. Выпейте вина, займитесь любовью и будьте счастливы». На выставленных в галерее работах многочисленные Боги, кентавры, ангелы, купидоны, наяды да и, Бог знает, кто еще, радуются, пляшут, выпивают, играют на кифарах и арфах, кружатся в хороводе всеобщего веселья и жизнеутверждающей вакханалии. Они свободны и счастливы. И зрителю, независимо от настроения, возраста и половой принадлежности, становится легче, раскованнее и свободнее.

Даже тогда, когда автор прибегает к уже испытанному приему использования в качестве фактурного фона коррозированной поверхности кровельного железа, вид которого сам по себе мало оптимистичен, помещенные на его фоне пятна открытого цвета в сочетании с яркими сочными тонами упрощенных геометрических форм и золотистых, вибрирующих световыми отражениями, интегральных схем, создают впечатление живописной чистоты и детской искренности.

«Ars longa …» — «искусство вечно» — говорили древние. Мы бы от себя добавили — и бесконечно по образности выражения. Однако каким бы многообразным не были его проявления, оно всегда предполагает возможность адекватности восприятия, ибо в противном случае автору трудно рассчитывать на правильность понимания или ощущения его произведения зрителем. Невозможно требовать от кошки, чтобы она любовалась канарейкой. Для нее канарейка только мясо, а следовательно, единственное ее предназначение — быть съеденной. Поэтому, когда автор берется за решение темы или использование определенного решения, он обязан задумываться над тем, каким должен быть язык его творения, чтобы быть правильно понятым зрителем.

В этом А. Миловзоров безусловно может дать «фору» многим своим коллегам. В его графических работах с использованием античной тематики хорошо чувствуется знание тех стилевых приемов и технологических наработок, которые были присущи эпохе античности и которые он использует для выполнения поставленной задачи. Одни из работ решены при помощи корпусного удара кисти и напоминают рисунки древнегреческих ваз, другие имитируют технику «граффити» — линейные изображения на керамических фрагментах или стенных плоскостях, выполненные путем процарапывания резцом тонального фона. Они лаконичны и состоят из одного или двух основных персонажей, композиционное единство которых поддерживается рядом вспомогательных аксессуаров и деталей, будь-то фрагмент амфоры, руки, держащие флейту, орнамент или мелкие изображения купидонов или кентавров.

В то же время живописные работы мастера представляют собой многофигурные композиции, выполненные динамичными широкими мазками. Фигуры переплетаются в сложном танцевально-карнавальном ритме. Персонажи, благодаря округлости и пластичности форм, непритязательны и добродушны. Несмотря на то, что фигуры и лица детально не проработаны и сюжетная линия определяется исключительно через действие и аксессуары, настроение и эмоциональный акцент произведений легко воспринимаются зрителем через цветовое решение. Это становится возможным потому, что в картинах практически отсутствуют темные тона, а изображения строятся при помощи легких пастельных голубых, желтых, зеленых, розовых мазков.

В своих произведениях, представленных на выставке, А. Миловзоров умело сочетает приемы беспредметной живописи с образными решениями. Использованием в качестве фоновой компоненты мозаичности приглушенных бесформенных цветовых пятен, на фоне которых помещены человеческие фигуры, художник достигает своеобразной монументальности в решении задачи. Создается впечатление, что зрителю представлены некие фрагменты древних фресковых росписей, выполненных «in situ» в далекие от нас времена.

Это очень удачная выставка. Это выставка произведений человека, который любит и умеет ценить жизнь, восхищаясь и радуясь ей. Это выставка художника высокого мастерства с сильной волей и огромным жизнелюбием. Побывав на ней, начинаешь ощущать, что в маргинально-брутальном мире, в котором нам всем приходится вращаться, еще не все потеряно, продано и пропито и есть надежда на лучшее.

Юлиан ЛИФШИЦ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ