22 сентября в двух округах состоялись довыборы в крымский парламент. Эти довыборы считаются разминкой политических сил полуострова перед началом официального политического сезона. Еще довыборы в Крыму примечательны тем, что в одном из округов депутатом Верховного Совета Крыма стал действующий народный депутат Украины Лев Миримский. Уже трижды он избирался в Крыму народным депутатом и считается одним из наиболее влиятельных крымских политиков. Победа на довыборах в крымский парламент дает Миримскому возможность создать первый прецедент перехода депутата национального парламента в совет более низкого уровня.
— Лев Юльевич, вы действительно хотите уйти из Верховной Рады Украины?
— Особенность нынешнего времени в том, что мы начинаем пересматривать представления об успешной политической карьере. Традиционно считалось, что успешным считался тот политик, кто сумел получить более высокую, чем его оппоненты, должность. Чем выше должность, тем больший успех. Этот стереотип еще жив, но постепенно отмирает. Политики, имеющие большой опыт, уже знают, как ненадежна должность. Особенно если ты действуешь в одиночку. Все больше моих коллег ставят вопрос о результатах деятельности политика. Я уже три раза подряд избирался в законодательный орган страны в крымском мажоритарном округе и работаю в Киеве. Как другие крымские депутаты, отстаиваю интересы региона, но реальную пользу можно принести, только работая в регионе. Крым обладает огромным потенциалом, и этот потенциал до сих пор не раскрыт. Я оставлю украинский парламент, если удостоверюсь, что могу больше сделать для Крыма, работая в Крыму.
— Не хотите ли вы сказать, что депутат крымского парламента обладает большими возможностями, чем народный депутат Украины?
— Приходит время и начинаешь осознавать, что реальный политик — это тот, кто берет на себя ответственность, создает команду и меняет ситуацию таким образом, чтобы люди сами говорили: раньше вот это было плохо, а теперь совсем другое дело, есть порядок, лучше обслуживание, больше стало денег. Вы же сами знаете, как сейчас правительство постоянно отчитывается о своих достижениях, а люди беднеют. Своей задачей я вижу создание в крымском парламенте эффективной команды, за которой бы стояла экономическая программа и которую бы эта команда отстаивала публично. Мой опыт политической борьбы достаточно большой, чтобы делать выводы — на одних компромиссах и консенсусах далеко не уедешь, в одиночку многого не добьешься — необходимо создавать команду единомышленников.
— Отправить Куницына в отставку вам однажды удалось, вы будете пытаться повторить это?
— Давайте будем точны. Куницына снимали крымские депутаты. 83 человека проголосовали за отставку его правительства. Тогда против него объединились и коммунисты, и представители нелевых партий, и предприниматели. Знаете такую поговорку? Есть люди, которые, став начальником ЖЭКа, превращают ЖЭК в министерство. А есть люди, которые, возглавив министерство, превращают его в ЖЭК. Причина предыдущей отставки Куницына — в нем самом, в стиле работы, который он воспроизводит. Но я сейчас понимаю, что тогда сама по себе смена фигуры премьера не дала результата, не даст это ничего и сейчас. Необходимо менять методы управления, нужны новые идеи, новые люди тоже нужны, но это же не значит, что новые сразу должны уничтожать старых. Если правительство Куницына извлекло хоть немного опыта из предыдущей отставки, то оно должно искать новые формы сотрудничества. Глухая защита и политика поиска врагов ослабляет власть, делает ее неэффективной и, в конце концов, ведет к поражению.
— Какой смысл вы вкладываете в слово «команда», ведь Куницын тоже говорит о своей команде?
— Сложный вопрос, но давайте разделять выборные технологии, когда необходимо подыскать правильное название для своей избирательной кампании, и реальную систему взаимодействия и управления в регионе. И если с первым проще, то, что касается второго, пока на этот вопрос нет единственно точного ответа. Еще никому в Крыму не удавалось создать команду. Не секрет, что вариантов создания политических объединений не много и они все много раз использовались: сейчас люди группируются под административным давлением, под популярного лидера, за которым можно спрятаться или по принципу общности бизнеса. А наиболее распространенный вариант — по принципу общего врага. Но тот, кто сделает команду, где корыстные интересы будут не на первом месте, а люди будут объедены одной целью, и результатом их деятельности станет не их персональный экономический рост, а доходы избирателей — тот будет носителем ценнейшего ноу- хау. Я хочу начать с создания фракции единомышленников, объединенных оригинальной программой экономических и организационных действий. Я хочу, чтобы фракция формировала и отстаивала свою позицию в ходе свободных обсуждений — этого пока никто не делает в Крыму. Что-то мне подсказывает, что это и есть путь к созданию команды…
— Вы намерены раскалывать проправительственную фракцию «Стабильность»?
— Не секрет, что я имел и сохраняю личные отношения со значительной частью депутатского корпуса в автономии. Многие депутаты советуются со мной по разным вопросам. Далеко не все они из фракции «Стабильность». Но, уж если эту фракцию обсуждать, не секрет ведь и то, что проправительственная фракция «Стабильность» в Крыму, как в 1998 году проправительственная фракция НДП в украинском парламенте, является искусственной и весьма неустойчивой. Эта фракция не будет монолитна в момент важных голосований, а этих голосований в открывающейся на днях сессии крымского парламента будет много. Взять хотя бы процесс рассмотрения и принятия бюджета автономии. Неодинаково голосующая фракция не является субъектом политических переговоров, и это усложняет работу руководства парламента и правительства. Я за политическое структурирование Верховного Совета Крыма.
— Фракция, о создании которой вы говорили, будет отстаивать курс Президента?
— Я скажу так. У Президента есть вполне ясная политика в отношении Крыма. Это — поддержка статуса автономии полуострова, поддержка развития всех национальностей на территории Крыма, поддержка экономических инициатив крымских властей. Эту позицию я буду поддерживать.
Отмечу, что Ваш вопрос является продуктом навязанной некоторыми политиками идеи, что якобы «во всем виноват Кучма». Я думаю, что замыкание всех проблем на одного человека — это элемент политической кампании для одних и способ снять с себя ответственность для других.
Сегодня крымская элита имеет условия для того, чтобы самостоятельно вывести Крым на гораздо более высокий уровень экономического развития и финансовой обеспеченности. Верховный Совет Крыма обладает меньшими полномочиями, чем Совет министров. А правительство автономии плетется в хвосте ситуации, выступает статистом и занимается отчетностью в стиле подразделения Госплана. Совет министров демонстрирует полное отсутствие идей и программ экономического развития. При этом любую критику в свой адрес глава Совмина воспринимает как покушение на его должность, как попытку дестабилизировать политическую ситуацию. Парадокс в том, что регион, где невозможна критика, как раз и является нестабильным. В таком регионе любая критика заводит в ступор и разрушает сразу всю систему власти. Вот это и есть нестабильность.
— Вы много говорите об экономических принципах, программах. А как вы себе представляете эти самые принципы и программу?
— Я не буду перегружать, назову простые вещи. Курортная сфера должна платить налоги, сейчас же там порядка 5 млрд. гривень теневого оборота. Сельское хозяйство должно перейти на новые технологии работы — садоводство в Крыму отстает от мировых технологий лет на сорок. Например, если бы в Крыму применялось капельное орошение, то таких крупных потерь урожая из-за непогоды в нынешнем году не было бы. Крым должен наконец вступить в международную конкуренцию за инвестиции, и курортный бизнес — далеко не единственный сектор для этого.
Некуда больше откладывать реорганизацию крымской промышленности — до сих пор пара десятков еще советских предприятий дают до половины всех бюджетных поступлений автономии! Половина промышленных предприятий убыточна. Нужно банкротить безнадежных должников. Нужно думать, что делать с городами-банкротами, что делать с городами-заводами, где в случае остановки одного предприятия умирает весь город.
Бизнесмены должны получить возможность открытого диалога с правительством. Пока этого не произойдет, будет процветать «подковерное» лоббирование.
И Крыму нужна кадровая программа, нужны свежие и новые кадры. С новыми задачами не могут справляться старые, с советским опытом, чиновники.
Для запуска этих идей мы будем предлагать открытые формы диалога и сотрудничества с Советом министров. Конструктивная позиция — один из главных принципов работы.
— Ходят слухи, что вы «пошли в Крым», потому что рассчитываете занять кресло спикера. Насколько это соответствует вашим планам?
— Любые разговоры о смене руководства Автономии дестабилизируют ситуацию. Эти слухи распускаются моими недоброжелателями. Я глубоко уважаю Бориса Давыдовича Дейча, и не намерен работать против него. Я настроен на сотрудничество и не намерен никого «подсиживать».
— Ваше имя часто связывают с разными группировками…
— Был период, когда Крым действительно кишел преступными организациями. Позже эта трагическая часть крымской истории была взята политиками на вооружение, пополнила политическую риторику. Отсюда периодические заявления об угрозе криминальной революции, отсюда и попытки увязать биографию того или иного политика с бандитскими историями. Плохие слухи обо мне намеренно распускают люди, которые не хотят видеть меня в крымской политике. Я же могу сказать вот что. Люди в одном и том же округе уже трижды избирают меня своим депутатов в украинский парламент. А люди ведь все понимают и легко могут отличить негодяя от порядочного и честного человека. Девять лет я народный депутат Украины и нахожусь на виду у журналистов. Все знают, чем я занимался и чем занимаюсь. Я много делаю, чтобы помочь людям, а не чтобы забрать что-то. Я создал благотворительный фонд, который работает уже давно. Кто еще в Крыму это сделал?
Я бы предложил просто обратить внимание на источники слухов обо мне. Между прочим, слухи-то обо мне начались с надписей на заборах еще в мою первую избирательную кампанию.
— Как вы собираетесь строить отношения с коммунистами?
— Коммунисты — это политическая сила, с которой нельзя не считаться, особенно в Крыму. Большая часть нынешней коммунистической риторики состоит из точной и справедливой критики в адрес действующих систем пенсионного обеспечения, поддержки малоимущих, здравоохранения, образования. Коммунисты говорят о том, что волнует многих людей, и поэтому люди поддерживают эту политическую партию.
В Коммунистической партии много прагматиков. Я уверен, что мы будем вместе работать над социальными проблемами, на которые указывают коммунисты и рядовые граждане, когда голосуют за коммунистов.
— Вас часто называют главным врагом Грача. Как вы относитесь к лидеру крымских коммунистов?
— Выборы — это всегда отдельная тема. Выборы — это то, что не должно портить отношения между людьми. Что же касается моего мнения о Граче, то я убежден, что Леонид Иванович давно перерос Крым. Грач — политик национального масштаба. В Крыму он в последнее время скорее терял себя. Его приход в украинский парламент — это приобретение для украинской политики, я также уверен, Леонид Иванович, не оставит свой интерес к Крыму и будет оставаться влиятельной фигурой в крымской политике.
— Кого вы видите союзниками в вашей политической деятельности в Крыму?
— Всех прогрессивно мыслящих людей, у которых слово не расходится с делом. Моя главная цель — создать в Крыму новую политическую культуру, чтобы все больше политиков в автономии были вовлечены в содержательный процесс преобразований. Хватит заниматься интригами, обидами и жалобами, это признак слабости и беспомощности. Отказ от этого и есть первый шаг и к созданию команды, и к консолидации крымской элиты, и к экономическому росту.