Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ход Вашингтона

Комментарии
26 сентября, 2002 - 00:00

Президент Леонид Кучма во время встречи с депутатами от оппозиции предложил создать парламентскую следственную комиссию для проверки обвинений по незаконной торговле оружием, и пообещал оказать этой комиссии всестороннюю поддержку, чтобы она могла снять с повестки дня этот вопрос, а также те спекуляции, которые по этому вопросу существуют внутри и за пределами Украины, — сказал глава Администрации Президента Виктор Медведчук. Он также заявил о своей убежденности в том, что новая волна обвинений Украины прямо связана с акциями протеста оппозиции, и здесь существует бизнес-заинтересованность политических и экономических кругов в Украине и за ее пределами, а санкции, которые могут быть применены против Украины, безосновательны, потому что у США нет никаких доказательств причастности Украины к незаконной торговле оружием. По словам Медведчука, во время его встречи с послом США в Украине Карлосом Паскуалем стороны договорились о встрече между экспертами двух стран, которые должны обсудить этот вопрос. Спикер Верховной Рады Владимир Литвин также предложил создать парламентскую следственную комиссию. Заместитель председателя парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Борис Андресюк считает, что единственная возможность решить эту проблему — открыться для международных организаций и инициировать международное расследование. Пресс-служба МИД Украины выступила с заявлением, в котором выражается решительное несогласие с обвинениями в адрес Украины. В нем говорится, что аргументация, приведенная представителем Госдепартамента, не выдерживает никакой критики, что отсутствуют достойные внимания доказательства. Генпрокуратура Украины сообщает, что по результатам анализа публикаций и проведенной Генпрокуратурой проверки выявлено, что Украина не продавала «Кольчуги» Ираку. Соединенные Штаты же акцентировали саму потенциальную возможность продажи оружия Ираку, а не факт.

Вряд ли просто так совпали брифинг в Госдепартаменте, смена кампании в прессе на практически официальные обвинения и акции протеста в Украине. Отсутствие или наличие какого-либо сценария этих событий доказать невозможно, стоит только принять во внимание, что вся американская политика сегодня строится на лозунге борьбы с терроризмом, что Ирак Соединенные Штаты определили врагом номер один, и потому все, что происходит вокруг, будет иметь особый смысл. Можно сколько угодно отрицать наличие чисто политического подтекста в том, что фрагмент пленок Мельниченко признан аутентичным именно сегодня. А то, что отношения между Белым домом и Банковой не складываются, было невооруженным глазом заметно еще тогда, когда начинался первый «кассетный скандал». Выводы, в том числе кадровые, сделаны не были. Теперь — новый этап. Если это не свидетельство провала внешней (и не только) политики, то что же тогда?

Украинскому правительству было передано то же самое, что обнародовал на пресс-брифинге в Государственном департаменте представитель Госдепартамента Ричард Баучер: экспертизой доказано, что фрагмент «пленок Мельниченко», содержавший запись разговора между Президентом Леонидом Кучмой и руководителем «Укрспецэкспорта» Валерием Малевым (погибшим в автокатастрофе. — Ред. ) о возможности продажи Ираку систем «Кольчуга» был аутентичным. То есть, этот фрагмент не подвергся никакой модификации, и голоса Кучмы и Малева соответствуют голосам Кучмы и Малева.

«Мы также четко заявили, что мы не видели, чтобы системы «Кольчуга» физически оказались в Ираке, — сказал вчера «Дню» по этому поводу Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Украине Карлос Паскуаль, — но у нас имеется определенная информация о том, что это могло произойти».

На брифинге в Госдепартаменте США было также заявлено, что Соединенные Штаты приняли решение пересмотреть свою политику в отношении Украины и Президента Кучмы. Этот пересмотр, по словам посла Паскуаля, проводится не потому, что имел или не имел место сам факт передачи оборонной системы Ираку, в отношении которого действуют санкции ООН. Для руководства Соединенных Штатов было важным подтверждение факта разговора лидера иностранного государства, обсуждавшего саму потенциальную возможность продажи оружия Ираку. При этом если бы были неопровержимые доказательства того, что Украина действительно поставила оружие Ираку, говорят американские должностные лица, то в этом случае была бы немедленно применена и американская система санкций, и санкции Совета Безопасности ООН.

Пересмотр политики Соединенных Штатов в отношении Украины имеет целью, во-первых, дать четкий сигнал другим странам, который сдерживал бы их от попыток торговли оружием с Ираком, и во-вторых, определить то, каким именно образом можно сохранить взаимодействие между Соединенными Штатами и Украиной с целью поддержки в Украине демократических и рыночных реформ.

На то время, пока будет продолжаться пересмотр политики, решено взять паузу в принятии решений о выделении средств, которые будут поступать в распоряжение украинского правительства. Пауза не означает прекращения американской помощи — программы помощи органам местного самоуправления, по развитию малого бизнеса, на выдачу государственных актов на владение землей; программы неправительственных организаций, программы борьбы с незаконной торговлей людьми; сотрудничества между военными, программы предотвращения распространения оружия массового уничтожения, развития свободы печати будут и дальше выполняться. Речь идет не о прекращении помощи, а именно о паузе, утверждает посол Паскуаль, и за это время будет принято решение, не нужно ли будет, в частности, перенаправить средства на другое направление помощи Украине. Таким образом США хотят достичь большей гибкости, получить большую свободу для маневра.

Решение американской стороны, как заверил посол Паскуаль, продиктовано исключительно тем, что только сейчас стали известны результаты экспертизы записей, а не какими-либо иными мотивами. Для Соединенных Штатов принципиально важно то, что Ирак представляет угрозу международной безопасности, очевидна, по словам посла, и угроза американским пилотам.

«К сожалению, — сказал «Дню» посол Паскуаль, — у меня нет никаких сомнений в том, что оппозиция будет использовать эту ситуацию в свою пользу. Я также не сомневаюсь, что кое-кто будет считать, что именно Соединенные Штаты стоят за майором Мельниченко и выступают за свержение Президента Кучмы. Все это не соответствует истине. Я не могу объяснить, почему, например, Мельниченко обнародовал свои записи выборочно». В Соединенных Штатах прекрасно понимают сложность ситуации, когда, между прочим, Мельниченко в Украине обвиняется в государственном преступлении, и когда решения Госдепартамента совпадают со внутриполитическим напряжением в Украине. Тем не менее Вашингтон убеждает, что в данном случае речь идет именно о приоритетности проблем международной безопасности в связи с угрозой, которую представляет режим Саддама Хусейна. «Я как представитель Президента США и Государственного секретаря США могу сказать, что Соединенные Штаты не станут на сторону ни одной политической силы. Никто не намерен смешивать ситуацию вокруг Ирака с внутренними проблемами Украины», — говорит посол Паскуаль. Это, по его словам, не должно быть фактором развития внутренней ситуации в Украине, хотя, к сожалению, всегда будут силы, которые захотят этим воспользоваться.

Хорошо известно, что именно разозлило Вашингтон: во время визита Генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона Киев обещал провести тщательное расследование ситуации вокруг возможной продажи «Кольчуги» Ираку и сделать доклад о результатах расследования доступным широкой общественности. Этого не сделано. К тому же, председатель СБУ Радченко в интервью «Файненшл Таймс» сообщил, что «Малев действительно за неделю до гибели предлагал поставить «Кольчугу» Ираку через иорданского посредника». Эта сделка была запрещена.

Как конструктивный сигнал, в Вашингтоне восприняли то, что Администрация Президента Украины сразу же заявила о желании сотрудничать с внешними факторами, в том числе и с Соединенными Штатами, в расследовании этой ситуации. Теперь Вашингтон, в частности, ждет от МИД Украины обнародования полного списка всех посещавших Ирак — в том числе представителей бизнеса, депутатов Верховной Рады, членов правительства.

О возможных последствиях. Сейчас о них никто не говорит, как никто и не подтверждает общего сокращения объемов американской помощи Украине. С одной стороны, понятно, что история с «Кольчугами» и записями от Мельниченко в очередной раз больно ударит по имиджу не столько даже украинской власти, сколько Украины в целом. Посол Паскуаль считает, что если лидер государства действительно рассматривал возможность поставки системы «Кольчуга» Ираку, то это неминуемо повлияет на восприятие Украины другими мировыми лидерами.

С другой стороны, как сказал вчера «Дню» посол Паскуаль, Украина приглашена на Пражский саммит НАТО, и для отмены этого решения требуется, чтобы его рассмотрели все 19 стран-членов Альянса. Этот вопрос сегодня на повестке дня не стоит. Посол отрицает, что когда-либо говорил о том, что участие Украины в Пражском саммите будет отменено, и также надеется, что запланированные визиты в Соединенные Штаты вице-премьера Василия Рогового, министра обороны Владимира Шкидченко, Генерального прокурора Святослава Пискуна пройдут успешно.

Украина, похоже, в данном случае просто выбрана в качестве показательного примера — чтобы другим неповадно было. Не только у Соединенных Штатов были основания быть недовольными политикой Президента Кучмы, нельзя сказать, чтобы Киев с честью для себя прошел испытание «делом Гонгадзе» и «кассетным скандалом-1». В сложной ситуации оказалась на самом деле не только украинская власть, которой к международной изоляции уже не привыкать. Не лучшим образом выглядит и украинская оппозиция. Проблем слишком много, и вопросов вокруг и очередного витка «кассетного скандала», и политического момента больше, чем можно получить четких и ясных ответов. Это признают и американцы.

Пересмотр американской политики может продолжаться недолго. Это означает, что на самом деле выводы уже сделаны и решение уже принято. Поэтому главное сейчас — все-таки максимально спокойно разобраться. И хотя бы попробовать не прибегать к антиамериканской, антизападной и всякой прочей истерии.

Комментарии

Александер РАР, Немецкое общество внешней политики, Берлин:

— В Соединенных Штатах сегодня — предвоенная истерика, Вашингтон ищет врагов, делит мир на белое и черное. Кроме того, не стоит забывать о конкуренции, которая всегда существовала на рынке вооружений. Существует опасность, что определенная тень ляжет и на Украину, и на Беларусь, и даже на Россию, но я бы не сказал, что это настолько драматично.

Владимир ГОРБУЛИН, глава Госкомиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса:

— Я не могу гарантировать, был ли подобный разговор у Президента с Малевым, я у Президента об этом не спрашивал, а у Малева сегодня уже не спросишь... Я знаю совершенно точно, что Украина не поставляла «Кольчугу» Ираку. Я очень хорошо знаю «Кольчугу», ее тактико-технические характеристики, я знаю и то, какие последствия Украина могла бы на себя навлечь, если бы это случилось.

Что же касается времени появления этих публикаций в западных СМИ, то я считаю, что оно выбрано — если это спланированная акция — с дипломатической точки зрения, некорректно.

Владимир БОНДАРЕНКО, исполнительный директор Международного центра политического консалтинга:

— Я бы начал с того, что дата акции 24 сентября была выбрана не случайно. Именно в этот день стало известно о скандальных обвинениях, касающихся торговли оружием, выдвинутых в Америке в адрес Президента Украины на основании расшифровки пленок Мельниченко. Оставим за скобками достоверность обвинений, как и надежность источника информации, который почему-то так полюбился в последнее время не только нашим, но и отдельным американским политикам и журналистам. Каждый, кто присутствовал на утреннем заседании Верховной Рады во вторник, не мог не обратить внимания на то, каким тоном Александр Мороз прочитал свою речь, в которой пересказал основные претензии, выдвигаемые к главе украинского государства одной из американских газет. По тональности выступление г-на Мороза резко отличалось как от его обычных выступлений на политические темы, так и от выступлений других лидеров оппозиции, прозвучавших в тот день. На этот раз Александр Александрович говорил спокойно, без пафоса, его речь была явно рассчитана не на депутатов, и даже не на толпу собравшуюся у стен парламента. Потому что на самом деле он обращался лишь к одному человеку — Леониду Кучме. Основной смысл морозовского послания — «не хочешь так уходить в отставку, мы тебя из-за океана достанем». Теперь, когда оппозиционеры и сами окончательно убедились, что сил организованного ими «народного возмущения» явно недостаточно для того, чтобы добиться поставленных политических целей, у них одна надежда — «заграница нам поможет». Поэтому я считаю, что ситуация в стране, и в частности, что касается митингово-протестной активности, в ближайшее время будет полностью зависеть от внешнего фактора. Будут выдвигаться в адрес украинского руководства какие-то новые обвинения в торговле оружием с Ираком или еще в чем-то аналогичном — митинги, демонстрации и палаточные городки будут расти, как грибы после дождя. Если же извне никаких стимулов не поступит, ситуация очень скоро войдет в нормальное русло. По крайней мере, на определенное время.

Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»:

— Поведение Симоненко, Мороза, Штатов и Блэра диктует контекст, который тянется с 2000 и 2001 года, когда состоялся провал оппозиции. Очередная информация по оружию, откровение — откуда ни возьмись — господина Симоненко о ядерных боеголовках, доклад Тони Блэра и теперь позиция США по пленкам Мельниченко и замораживание денег — это дейстивтельно комплексная схема. И она связана с тем, что наша власть в лице Президента и его команды не совсем правильно поняла 2001 год.

Тогда наша власть воспользовалась тупиком, когда оппозиция оказалась не в состоянии самостоятельно стать субъектом демократических преобразований и сдала решение Западу, а Запад побоялся влиять на судьбу политического режима в центре Европы — это грозило бы большим геополитическим конфликтом. Власть посчитала, что если на фоне такого пата она сейчас резко пойдет в Европу и НАТО с правильными лозунгами, то в общем-то все рассосется. Оказалось, это сработало наоборот — своей резвостью Украина всех испугала. В итоге мы получили, во-первых, Зальцбург, во-вторых, — неопределенную ситуацию с нашим воено-политическим будущим, в-третьих, — необходимость сдавать испуганным россиянам трубу, в четвертых, — резкое оживление оппозиции, которая просто начала озвучивать новые мессиджи, причем мессиджи еще более грозные, чем проблемы с убитым журналистом и нарушениями Конституции.

Что касается будущего всей этой ситуации, у Украины нет тайных недоброжелателей, которые хотели бы устранить конкретного президента или кого-то другого. Их, коих мы называем внешним менеджментом, интересует атмосфера и политика страны. Посему, если отдельные субъекты ведут себя странно и непрогнозированно, приходится применять превентивные приемы, например, информационное давление. Не думаю, что Запад и Россия как два наиболее влиятельных субъекта в украинской внутренней политике будут заинтересованы в революционном потрясении (досрочных перевыборах или неконституционной смене власти). Они будут заинтересованы в том, чтобы серьезно откорректировать поведение власти. Поэтому я думаю, что революции не будет. Все-таки, пользуясь влиянием на украинскую оппозицию, внешний менеджмент будет выдавливать из режима демократизацию. По-моему, вопрос сформулирован — нужна новая Конституция.

Дмитрий ПАСТЕРНАК-ТАРАНУШЕНКО, первый заместитель директора Международного института сравнительного анализа:

— То, что делает в Украине оппозиция, и то, что происходит за океаном, — процессы взаимосвязанные. И эта взаимосвязь настолько очевидна, что не всем она нравится.

В принципе, действия оппозиции сложно осуждать — власть не оставила оппозиционерам жизненного пространства внутри страны, лишила их минимальной возможности получать поддержку изнутри. Средства массовой информации были загнаны под власть. Бизнес, замеченный в симпатиях к оппозиции, преследовался. Политиков запугивали. Грубое нарушение баланса не могло остаться безнаказанным. «Успехи» президентской команды 1998—2000 годов оказались пирровой победой. Оппозиции, чтобы просто физически выжить, пришлось обратиться за помощью к Западу. И она готова была принять помощь практически на любых условиях.

Теперь у украинской оппозиции появился весьма могущественный союзник и покровитель — США. И покровительствует он, конечно, не задаром. Американцы — в силу генетических особенностей своей цивилизации — испытывают постоянную потребность в самоутверждении. Смещение неудобных режимов — одна из традиционных для США форм самоутверждения. И украинская оппозиция здесь призвана помочь влиятельному союзнику.

Относительно недопустимости поставок оружия «средоточию мирового зла» Хусейну, думаю, что американцам самим стоило быть последовательнее. Соединенные Штаты открыто поставляли оружие Хусейну во время ирано-иракской войны, хотя Хусейн уже тогда неоднократно применял против иранцев боевые отравляющие вещества. В середине 80-х это не вызывало у США праведного гнева, а Хусейн рассматривался как потенциальный союзник (удобный враг неудобного исламистского Ирана), а не главный негодяй.

Не имею ничего против того, чтобы США оказывали цивилизованное влияние на украинскую власть с целью ее ускоренного продвижения к демократии — раз уж она сама не торопится демократизироваться. Не имею ничего против изъятия оружия массового поражения у режимов с сомнительной репутацией и против запрета на поставки таким режимам каких бы то ни было вооружений. Но сегодня лично меня беспокоит то, что практически бездоказательно Украину монтируют к «оси зла». Последствия такого «монтирования» могут быть страшными. За 5 лет до бомбардировок Югославии тоже мало кто представлял, что антипатия Запада к сербским коммунистам зайдет так далеко.

Павел ЖОВНИРЕНКО, Центр стратегических исследований:

— Решение Конгресса США может существенно помочь оппозиции, а может — наоборот. Это зависит от того, не будут ли США смешивать понятия Украина и Кучма.

Если эти понятия будут разделять, тогда этот процесс пойдет только в пользу Украине. В противном случае действия США повлекут если не к уничтожению оппозиции, то, во всяком случае, к затруднению ее работы. Потому что руководитель страны может в любой момент стать в позу по отношению к тем, кто на них давит. Практика доказывает, что лучший путь для того, чтобы любому диктатору оставаться править пожизненно, — это поссориться с США. Тогда страна становится концлагерем.

Поэтому для Украины сейчас проблема не в самих «Кольчугах», хотя это, безусловно, интересует американцев, а в том, чтобы действия Белого дома соответствовали юридическим нормам — как внутреннего украинского права, так и международного права. В идеале это дело, как и другие, должно стать предметом рассмотрения юридических и судебных инстанций. Недавно была создана такая структура как Международный уголовный суд, есть международный суд в Гааге — это как раз в их компетенции.

В зависимости от действий США из этой ситуации есть два варианта выхода. Если будут санкции против Кучмы, это будет только способствовать развитию демократии в Украине и, безусловно, закончится крахом режима». Если же будут санкции наподобие санкций против Ирака или Югославии, то это ничего хорошего Украине не принесет.

Валерий АЛЕШИН, народный депутат, фракция «Наша Украина»:

— Пока что нет официального подтверждения такого заявления от США, однако я знаю, что соответствующие слушания происходили в Конгрессе. Думаю, санкции относительно Украины могут в первую очередь касаться проектов технической помощи. В частности, это может негативно отразиться на темпах законодательного обеспечения экономических реформ в Украине.

Относительно влияния такого шага со стороны США на способность Украины решить проблему большой долговой нагрузки, которая встанет перед ней в следующем году, заявление о сокращении программ технической помощи и проблема расчетов по долгам — это вопросы, лежащие в различных плоскостях, поскольку Украина рассчитывается с внешними долгами не за счет помощи, которая предоставляется США или другими странами.

По материалам корреспондентов «Дня» и интернет-издания for-ua.com

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ