Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Большинство — Кабмин: как «оформить отношения»?

29 августа, 2002 - 00:00

Напомним — суть главного предложения, с которым выступил Президент — переход к парламентско-президентской форме правления, что в первую очередь предусматривает формирование правительства парламентским большинством. Именно за это выступало в последнее время большинство украинских политических сил, особенно — оппозиционных. Но проблема, с которой в любом случае придется столкнуться при переходе к парламентско-президетской республике — процесс этот достаточно долгий и сложный. По словам постпреда Президента, для внесения в Конституцию Украины изменений, предложенных Леонидом Кучмой, необходимо как минимум две сессии Верховной Рады. К тому же, как отметил Александр Задорожний, украинский парламент пока не имеет опыта внесения изменений в Конституцию. Логично возникает вопрос — может ли в нынешних экономических условиях наша страна позволить себе ждать крайне необходимых изменений так долго? Очевидно, что изменения нужно проводить гораздо быстрее, уже на второй сессии Верховной Рады — по крайней мере в части налаживания эффективного взаимодействия парламента и правительства. И здесь слово за парламентом. Встает традиционно «больной» для Украины вопрос формирования парламентского большинства. Согласно утверждению того же постоянного представителя Президента в Верховной Раде, фактически большинство уже создано. Его основу, по словам А. Задорожного, составили фракции, сформированные на базе «Единой Украины». Сюда же, сообщил он, присоединились трое народных депутатов, которые во время 1-й сессии входили в «Нашу Украину», а также двое новоизбранных депутатов — Нестор Шуфрич и Виктор Драчевский. Общая цифра депутатов, выразивших на сегодня желание быть в парламентском большинстве, названная Александром Задорожним — 231. Для принятия решений этого уже достаточно. Народный депутат сделал предположение, что в случае создания коалиционного правительства фигура премьер- министра может остаться прежней. По его мнению, процессы, проходившие в Верховной Раде в апреле—мае этого года, свидетельствуют о том, что «кандидатура Виктора Ющенко может не получить необходимого количества голосов».

Таким образом, если исходить из информации, данной постоянным представителем Президента в парламенте, парламентская основа для формирования коалиционного правительства имеется уже сегодня. Однако означает ли это, что круг участников большинства является закрытым? Александр Задорожний сообщил о том, что вопрос формирования большинства будет первым, который должен рассматриваться 30 августа на координационном совете фракций и групп, которые такое большинство намерены создать. Представители создаваемого большинства готовы рассмотреть любые предложения со стороны других фракций. Последуют ли конструктивные предложения со стороны оппозиции, пока что неизвестно.

«День» продолжил опрос экспертов по поводу политреформы: большинство — коалиционное правительство — изменения в Конституции.

Владимир ФЕСЕНКО, Бюро политического консалтинга «Пента»:

— Предложения Президента по изменениям политической системы были оглашены в конкретной политической ситуации, когда уже месяц назад было заявлено о проведении массовой акции протеста оппозиции с требованием отставки главы государства и проведении досрочных президентских выборов. Соответственно, они и будут восприниматься преимущественно в этом контексте как реакция на выступление и требования оппозиции. Трактовки могут быть разными. Предложения Президента можно рассматривать и как шаг навстречу оппозиции, и как попытку перехватить у нее политическую инициативу и выбить одно из главных требований (о переходе к парламентско-президентской форме правления), и как попытку затягивания времени и перевода политического конфликта в режим бесконечных переговоров о правовых и процедурных вопросах конституционной реформы, и как вариант противодействия прихода к власти Виктора Ющенко. И таких интерпретаций может быть довольно много.

Но если обе стороны (Президент и антипрезидентская оппозиция) будут рассматривать реформу политической системы как средство борьбы друг против друга, то ничего хорошего от такой реформы ждать не следует, от кого бы она не исходила. Реформа должна быть системной и направлена на укрепление эффективности власти, повышение ее политической ответственности и усиление демократичности. К слову сказать, авторитарные тенденции возможны и при премьерской системе.

Почти наверняка оппозиция не откажется от проведения массовых акций протеста 16 сентября. Ведь ее главное требование касается отставки Президента.

Что касается перспектив конституционной реформы, то очень многое будет зависеть от развития политической ситуации в стране. Для изменения Конституции необходимо конституционное большинство, а его сейчас нет и быть не может. У меня такое ощущение, что и в пропрезидентском лагере и в среде оппозиции не в полной мере осознают, что страна стоит на пороге серьезного политического кризиса с непредсказуемыми последствиями.

Поэтому первоочередная задача сейчас — искать пути выхода из этого кризиса. Умеренные политики и в том и в другом лагере должны взять на себя инициативу, сформулировать и предложить формулу политического компромисса. И только после этого можно будет всерьез говорить о перспективах конституционной реформы. И в этом случае оппозиция должна быть представлена в новой конституционной комиссии, а один из лидеров оппозиционных сил должен стать ее сопредседателем.

Юлий Иоффе, фракция «Партия ППУ и Трудовой Украины»:

— Уровень реализации предложенных Леонидом Кучмой реформ политической системы нашего государства будет зависеть от решений парламента, так как именно он ведает этими вопросами. Особой сплоченности от народных избранников потребуют моменты, касающиеся изменения некоторых норм Конституции Украины. По логике, в Верховной Раде должно набраться достаточное количество голосов для внесения изменений в законодательство Украины, выходящих из заявления Президента, поскольку не только пропрезидентские силы заинтересованы в этом, но и оппозиционные фракции неоднократно заявляли о своем желании преобразовать существующую политсистему. Цель у всех одна — создание эффективной и справедливой политической системы в Украине. Как мне показалось, ажиотаж последнего времени проходил именно вокруг этого. Теперь же есть реальная, санкционированная Президентом возможность реформ. И если высказывания и заявления некоторых сил о стремлении изменить нынешний режим не были просто попытками нажить политические дивиденды, то в стране грядут большие перемены.

Однако я бы хотел более подробно остановиться на одном моменте заявления главы государства, а именно — переходе на полностью пропорциональную основу выборов. Не секрет, что нынешняя методология пропорциональной системы, по которой избирается половина членов ВР, мало кого устраивает. Это связано с тем, что в нашем государстве система формирования партийных списков несовершенна: она позволяет любому просто купить место в списке той или иной партии под прикрытием «на нужды партии во время избирательной кампании». Так вот, группа из нескольких народных депутатов (Иоффе, Дашутин) разработала законопроект, в котором прописан механизм выборов на пропорциональной основе несколько иного порядка. Для начала скажу, что мы предлагаем подавать фамилии в списке в алфавитном порядке. При этом каждая партия или избирательный блок должны закреплять своих членов за конкретными избирательными округами, где они и будут представлять свою политическую силу. Затем, независимо от места, занятого кандидатом в округе, проценты, набранные всеми членами партии, суммируются в общепартийный процент, после чего ЦВК определяет очередность списков партий, преодолевших 4-процентный барьер, в соответствии с количеством процентов, набранных тем или иным членом партии в своем округе. Это исключит возможность торговли местами в списке, вынудит партии представлять в округах своих наиболее авторитетных членов и точно определит неформальных лидеров партий и блоков. Правда, у меня есть некоторые сомнения насчет проходимости данного законопроекта, ведь, почуяв угрозу потери власти, руководители и лидеры некоторых партий могут встретить его в штыки.

А вообще хотелось бы надеяться, что именно такой вариант процедуры выборов и имел в виду Президент, говоря о европейском образце пропорциональной избирательной системы. Борис АНДРЕСЮК СДПУ(О):

— В украинском политикуме уже появилось расхожее мнение, что своим обращением 24 августа Президент перехватил инициативу других политических сил.

— Я абсолютно позитивно отношусь к предложениям Президента, поскольку многое из того, о чем он говорил в своем обращении, заявлялось практически всеми политическими силами, которые шли на выборы и которые победили на выборах. Действительно, сегодня многие политики говорят, что Президент перехватил инициативу, но я убежден, что он ее, в общем-то, и не выпускал. Сегодня назрела необходимость в изменениях в Конституции, которые предполагают, собственно, и те кардинальные предложения, которые внес Президент.

Почему именно сейчас? Очевидно, что этот шаг следовало достаточно серьезно обдумать. Обдумать, каким образом отреагируют на него основные политические силы. Ведь конституционные изменения, предложенные Президентом, касаются всего политического устройства нашего государства. И Президент, насколько я понимаю, взвесив все варианты, посчитал необходимым именно сегодня предложить свой вариант. Кроме того, думаю, Президент полагает, что сегодня может быть достигнут консенсус среди основных политических сил. Одним из основополагающих моментов, в этом плане, я бы назвал предложение по пропорциональной системе выборов. Потому что она предполагает политическую структуризацию как парламента, так, со временем, и общества в целом. Это автоматически дает зеленый свет на то, чтобы те политические силы (одна, две или, как в случае после этих выборов, — коалиция) могли формировать правительство. И, на мой взгляд, не менее важно обеспечить, чтобы эта коалиция разделяла ответственность за программу экономических реформ и, собственно, за программу деятельности правительства.

— Удастся ли создать стабильное парламентское большинство без досрочных выборов в парламент?

— Считаю, что если основные политические игроки (в первую очередь я имею ввиду лидеров политических партий и сил, прошедших в парламент) действительно серьезные политики, то они обречены на создание парламентского большинства. Поскольку те тезисы, которые выдвигали эти политические силы и с которыми они шли к своим избирателям, сегодня приняты Президентом.

Более того — этим же политическим силам предложено в парламенте абсолютно законным путем внести соответствующие изменения в Конституцию и реализовывать свои предвыборные лозунги. Поэтому они обречены на это. Верховная Рада обречена на это. Исключая, пожалуй, крайних оппозиционных сил. Для них принцип: «Чем хуже — тем лучше» был и, наверное, останется главным.

— Каковы сроки создания парламентского большинства?

— Если смотреть на создание большинства строго в соответствии с изменениями в Основной Закон, то за одну сессию сделать это, очевидно, не получится. Полное решение этого вопроса будет дано за две сессии. На осенней, скажем, парламент рассматривает поправки в Конституцию, 226 ю голосами принимает их, принимает решение направить их в Конституционный Суд для рассмотрения и дачи заключения о соответствии этих изменений самой Конституции. И после получения от КС положительного заключения на следующей сессии парламент конституционным большинством (300 голосов) голосует за эти изменения. Такова процедура.

— А раньше не выйдет?

— Соответствующая работа велась еще после окончания весенней сессии. Основная черновая работа уже была сделана. Тогда, по нашим данным, до создания большинства не хватало четырех-пяти голосов. Думаю, что после внесения Президентом таких кардинальных предложений этот процесс ускорится и в сентябре большинство фактически может быть создано.

— Будет ли оно стабильным? Ведь коалиционное правительство — пока лишь идея.

— Говорить об этом, действительно, можно будет только после реализации принципа формирования коалиционного правительства. Перед каждой политической силой стоят конкретные цели. Политические силы пришли в парламент и хотят реализовать свою программу путем принятия соответствующих законов и путем влияния либо непосредственного участия в деятельности правительства. Реально о стабильном парламентском большинстве можно будет говорить тогда, когда политические силы, представленные в Верховной Раде, получат механизм, позволяющий формировать Кабмин, делегируют на те или иные посты своих представителей.

— Означает ли это, что в ближайшее время можно ожидать изменений правительства в «коалиционную сторону»?

— В принципе, на сегодняшний день многие политические силы ждут этого. Президент заявил, а все и вся уже спрашивают: «Где же наши портфели?» Думаю, что ожидать изменений в правительстве следует, но не так быстро. Вряд ли стоит прямо сегодня отправлять правительство в отставку. Не будем забывать, что предстоит принятие бюджета. Правительство до 15 сентября должно представить проект бюджета в Верховную Раду и до конца года, следуя букве закона, бюджет должен быть принят. Если мы сейчас ввяжемся в отставку-назначение правительства, то заблокируем решение серьезных государственных проблем.

Правительству нужно дать поработать, сформировать бюджет, защитить его в парламенте, а не тормозить жизненно важные процессы в государстве. И параллельно заниматься подготовкой к системным изменениям в Конституции, которые дадут возможность на законном основании формировать коалиционное правительство.

Владимир СОНЮК, Вячеслав ДАРПИНЯНЦ,Алина ДЯЧЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ