Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Будничный «армагеддон»

27 июля, 2002 - 00:00

Очередная серия заявлений известных политиков о необходимости досрочных президентских выборов напомнила своей тональностью проповеди активистов отдельных протестанских церквей, которые регулярно пророчили нам всем быстрый «армагеддон», т.е. конец света. От остальных религиозных деятелей, которые тоже, в принципе, не отрицают неотвратимости «второго пришествия», проповедников «армагеддона» отличает знание точной даты конца света. Современная технология — перспектива завершить «земные дела» за год-полтора вынуждает «прихожан» быть более активными. А то, что точная дата обещанного «армагеддона» каждый раз после того как он не состоялся, переносится на новый срок, никого не смущает. Соответствующим образом «обработанные» прихожане поверят во все.

Теперь вернемся к перспективам досрочных президентских выборов. Технологически призывы к ним являются со стороны политиков таким же способом активизировать прихожан, прошу прощения, сторонников, как и обещание песлезавтрашнего конца света. Потому что работать с конкретными избирателями в округе или карпеть в комитетах над законопроектами — дело трудоемкое и для широкой публики незаметное. Другое дело — призывать к «низвержению преступного режима» либо посредством импичмента, либо посредством референдума, либо посредством досрочных выборов. А среди политических деятелей, как избранных в парламент, так и не избранных туда, есть часть таких, которые, кроме как призывать к неповиновению, больше ничего по- настоящему не умеют. Чем, скажите, им заниматься весь следующий год? Сидеть без дела нельзя, потому что народ забудет, кто такие. Поэтому перманентные призывы к реально невозможным политическим действиям просто обязаны иметь место, чтобы дать хотя бы какое-то поле деятельности политикам, ориентированным на протестный электорат.

Особое внимание привлекает необычайно резкая риторика Петра Симоненко. Лидер коммунистов, оппозиционность которого власти уже не воспринимают всерьез даже очень пожилые ленинцы, вдруг активизировался. Просто страшно за кепку и мегафон Юрия Луценко, которые по недосмотру хозяина могут оказаться в руках Петра Николаевича, который вот-вот пойдет ставить палатки на том, что осталось от майдана Незалежности. Нервничает главный коммунист. Еще раз комфортно для себя и власти проиграть президентские выборы, как в 1999-м, ему уже вряд ли позволят. Идет активное формирование «второго эшелона» кандидатов в президенты и, похоже, что даже к этому, далеко не мягкому, вагону Симоненко не успевает.

Чем объективно может быть шум вокруг досрочных президентских выборов? Не больше чем первой пробой сил, прощупыванием настроений в обществе, чтобы в нужный момент оказаться если не победителем, то хотя бы союзником победителя, или, в крайнем случае, членом его штаба. Никто и не надеялся, что народные массы после призывов досрочно переизбрать президента начнут активные выступления. Что касается изучения реакции на такие заявления, то оно даст результаты приблизительно такой же точности, как замер средней температуры мирового океана в сельском пруду. Попытка размять политические мускулы останется безрезультатной.

В то же время в призывах к любым досрочным выборам есть большая доля здравого рассудка. Поскольку, что мы имеем сегодня на политической арене? Сформированные перед выборами партийные и блочные структуры только- только начали набирать обороты, как выборы закончились. Наши партии напоминают сегодня футбольные команды, которые тренируются, но им негде и не с кем играть, потому что федерация проводит чемпионат только раз на четыре года. Развивать же партийные структуры на местах без близкой выборной перспективы и желанных портфелей многим неинтересно.

Автору уже приходилось в свое время предлагать избирательный механизм, который не давал бы остановиться политическому процессу. Нормальный ритм отечественная политическая жизнь имела бы, если бы выборы проходили ежегодно в марте. Первый год — выборы местных советов, следующий — парламентские, следующий — сельских, городских и областных глав, следующий — президента. И снова. В таком случае местные выборы были бы своеобразной репетицией к всеукраинским, существование партийных структур на местах приобретало бы реальный смысл и все мы реально ощущали бы «политическую температуру» в обществе через ежегодные выборы. Понятно, что для этого надо изменить Конституцию, но такое изменение было бы намного полезнее для всех, чем бесплодные попытки перетянуть на себя еще немного власти. Потому что именно в этом пока что видят роль изменений к Основному закону все стороны политического процесса.

Именно попытка несколько перераспределить власть в свою пользу двигала до сих пор и движет сегодня инициаторами импичментов и досрочных выборов. И в этом залог минимальной поддержки таких инициатив со стороны избирателей. Избиратели свое дело сделали. И не отреагируют теперь ни на призывы к протестам, ни на обещания «армагеддона» в ближайший четверг.

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ