Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЧЬЕ МОРЕ ТЕПЛЕЕ

Объем импорта туристических услуг в два раза меньше, чем экспорта
5 июля, 2002 - 00:00

«Вы бывали на Таити?» — вопрошал в свое время с телевизионных экранов герой советского мультфильма. Тогда этот вопрос звучал почти с издевкой — турпоездки подавляющего большинства сограждан не выходили за пределы государственной границы СССР. Сегодня турне даже в самое дальнее зарубежье стало вещью обыденной — при наличии, конечно, соответствующих средств в семейной копилке. Однако многие из тех, кто мог позволить себе дорогие экзотические туры в эпоху туманной молодости украинского турбизнеса, хорошо помнят довольно широко распространенную практику надувательства — вместо заявленной четырехзвездочной гостиницы в месте прибытия клиента могли поселить в отель на несколько классов ниже, без предупреждения сбивались графики экскурсий, за определенные услуги (изначально задекларированные в программе тура) приходилось платить дополнительно. Нередко по приезде домой незадачливому вояжеру даже некому было предъявить претензии: по старому адресу турфирмы к моменту приезда клиента с «отдыха» мог располагаться офис совершенно другой компании.

Как отметил начальник управления по регуляторным вопросам Государственной туристической администрации Анатолий Чернышенко, к счастью, времена туристического аферизма уже в прошлом, поскольку значительно ужесточились требования к желающим заниматься этим бизнесом. Для того, чтобы создать туристическое предприятие, нужно, ни много ни мало, разбираться в десяти законодательных актах и 15 различных постановлениях, указах и декретах, иметь свидетельство о регистрации и служебное помещение (причем о всех переездах фирмы на другое место следует сообщать контролирующему органу), два обязательных договора о гарантии безопасности клиентов со страховой компанией и, главное, 3-летний стаж работы (или соответствующее образование) в туристической сфере директора и 30% работников. Хотя, говорит А. Чернышенко, на все 100% быть застрахованным от проколов нельзя и сегодня. К сожалению, специфика туризма такова, что все претензии к фирме можно предъявить исключительно постфактум. С другой стороны, для того, чтобы сатисфакция клиента была полной и, что принципиально, оправданной, необходимо оговаривать малейшие детали еще при оформлении договора. Так, можно обсудить, куда будут выходить окна гостиничного номера, уточнить дату, время и количество экскурсий (причем вопрос с их переносом можно как решить «полюбовно», так и не согласиться с этим), платный ли будет пляж (и входит ли эта услуга в стоимость путевки). Даже если в договоре значится, что претензии предъявляются не позже, нежели через два дня после окончания поездки, можно смело вносить свои коррективы, хотя и доказать вину фирмы со временем будет сложнее. В том, что компенсация в случае «прокола» будет выплачена, можно не сомневаться — один из договоров со страховой компанией как раз и заключается для решения этой проблемы, если на момент предъявления претензии у фирмы-виновницы «нет денег». За тем же, чтобы провинившийся туроператор, вдруг «исчезнув», не ушел от ответственности, зорко следят работники туристической администрации, ежегодно проводя плановые и, по жалобам клиентов, дополнительные проверки всех предприятий такого рода.

Но если организационные неурядицы время от времени имеют место быть (специалисты, правда, подчеркивают, что подобное случается не только лишь с отечественными турфирмами), то нынешнее туристическое «меню» назвать убогим нельзя даже при большом желании. В последнее время к «традиционным» элитным курортам и поездкам на суперэкзотические острова прибавились также неординарные виды отдыха — с элементами экстрима. Пока еще, правда, по признанию работника одной из фирм, популярность экстремального отдыха у нас в стране невысока, а значит и малоприбыльна. Однако, говорит он, все большее количество людей начинает понимать: для того, чтобы отдохнула голова, должно работать тело — а посему в списке услуг некоторых отечественных турфирм подобная услуга значится «про запас». Причем перечень вариантов «адреналинового» отдыха довольно разнообразен, хотя, стоит сказать, разнообразна и стоимость таких услуг. Например, наличие в туре банджи-джампинга (прыжок с высоты на «резинке») увеличит цену поездки приблизительно на 40 у.е. за один «полет», немного дешевле обойдется парапланеризм (10 у. е. инструктаж и 20 — целый день прыжков) и «классика» — парашютные прыжки стоимостью от 10 долларов. Можно также отправиться на Алтай пострелять местную парнокопытную живность или же «рвануть» в Антарктиду к пингвинам. Однако расходы на подобную экзотику будут уже исчисляться суммами от 5 тыс. долларов (включая стоимость спецснаряжения) — к примеру, алтайский трофей «потянет» на 700 у. е. за одно убиенное животное.


И все же, в целом позитивно оценивая тот факт, что рекламные проспекты отечественных фирм пестрят действительно заманчивыми предложениями, специалисты администрации куда охотнее говорят о проблемах и перспективах внутреннего туризма. С одной стороны, статистические показатели оптимистично свидетельствуют о том, что за последние шесть лет как общее количество въезжающих иностранцев, так и приезжающих исключительно с целью отдыха, увеличилось почти вдвое. Существенно изменилась и мотивация их приезда — количество путешествующих превысило число однодневных визитеров. Только за прошлый год иностранные туристы принесли в украинскую «копилку» около 2,7 млрд. грн. Однако объем импорта туристических услуг остается вдвое меньшим, нежели их экспорта, сократилось на четверть количество украинцев, желающих отдохнуть в пределах родной страны. По словам А. Чернышенко, несмотря на положительный прирост числа приезжающих к нам отдыхать иностранцев, говорить о том, что Украина сформировала собственный конкурентоспособный продукт, пока не приходится. Главная причина — классическая: в прошлом году Гостуризмадминистрация подавала в бюджет заявку на 8,5 млн. грн., получила всего 1,5 млн., тогда как для концептуальных изменений в этой сфере необходимо, по оценкам специалистов, около 50 млн. Выделенных средств хватает лишь на содержание центрального аппарата администрации, на поддержку СМИ туристического направления и на то, чтобы принимать участие в международных мероприятиях — выставлять рекламные стенды, популяризирующих преимущества украинских курортов. Пока, к сожалению, только курортов, но не мест проживания на оных — практика показывает, что пользуются спросом только номера «люкс» (парой-другой которых в срочном порядке обзавелись ведомственные базы отдыха), остальные же испытывают перманентный «недогруз».

Работники туристической администрации ратуют и за льготное налогообложение этой сферы — как это происходит в других странах, благодаря чему туризм приносит там от 10 процентов прибыли в государственный бюджет. Еще один тонкий, но существенный нюанс отечественной политики в сфере туризма — система гостиничных сборов. В некоторых гостиницах он составляет около 20% и по закону «принадлежит» региональным бюджетам. Как правило (будем реалистами!) эти средства идут не на развитие отрасли, а на залатывание бюджетных дырок. Отваживает потенциальных туристов, по словам А. Чернышенко, и ценовая политика на визы (стоимость которой составляет 60-80 у.е.), вследствие чего иностранцы едут туда, где въезд в страну обойдется раза в четыре дешевле. Зарабатывать, говорит он, имеет смысл не на визе: реальная прибыль от посещения туриста приходит уже непосредственно «на месте», ведь в среднем каждый приезжающий оставляет в стране как минимум 500 долларов.

И все-таки, кто же преимущественно едет к нам и куда зачастую направляются украинцы? Статистика свидетельствует, что всего за прошлый год страну посещали в основном жители России (около 6 млн.), Молдовы (3 млн.) и Беларуси (приблизительно 900 тыс.), отличились численностью визитов также Польша, Румыния, болгары, прибалты и израильтяне. Наименее активными в этом плане оказались Восточное Самоа, Сан-Марино, Монако и Гренада — по одному человеку, причем представители первых двух государств приезжали с целью туризма. Рейтинг стран, куда чаще всего выезжали наши соотечественники, практически не отличается от списка главных «туристоимпортеров». Всего лишь по одному человеку посетило Кубу, Аргентину, Того и Сьерра-Леоне. Интересно, что в последнюю страну посетивший ее украинец, как можно заключить из официальных данных, отправился отдыхать.

Наталья МЕЛЬНИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ