Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

КОПЕНГАГЕН: сигнал об отсутствии сигнала

5 июля, 2002 - 00:00

Сегодня в Копенгагене завершится очередной саммит Европейский Союз — Украина. Саммит является событием прежде всего для Украины — представители украинской дипломатии не скрывают, что процесс преодоления определенной изоляции Украины все еще продолжается, и рассматривать встречу именно с этой точки зрения имеет смысл. Выступление Президента Леонида Кучмы на саммите, насколько стало известно «Дню», построено таким образом, чтобы сказать максимум в открытом разговоре. То есть Украина заявит о своих ожиданиях — прежде всего, получения статуса страны с рыночной экономикой, приобретения и формального закрепления отношений ассоциации с Европейским Союзом одновременно с началом расширения ЕС, получения от ЕС сигнала относительно перспектив развития этих отношений. Премьер-министр председательствующей в ЕС Дании Андерс Фог Расмуссен уже заявлял, что на саммите и вообще во время датского председательства речь будет идти прежде всего не столько о будущем, сколько о выполнении уже договоренного. Впрочем, саммит имеет шансы стать определенным этапом.

Как стало известно «Дню», окончательный проект заключительного общего заявления сторон не содержит, в отличие от предыдущего, резкой критики Украины. Вместо этого, в документе продвижение Украины по пути демократизации, приветствуется провозглашенный европейский выбор — и Киев сумел добиться ссылки в коммюнике на то, что выступление Президента Кучмы будет влиять на дальнейшее развитие отношений как для Украины, так и для ЕС. В документе не будут звучать слова «ассоциация» или «ассоциируемое членство Украины», «интеграция Украины в ЕС», «преданность Украины выполнению Копенгагенских критериев». Последнее — является само по себе сигналом, поскольку косвенно свидетельствует о том, что достижение Украиной этих критериев, необходимых для вступления в ЕС (демократическое развитие, развитая конкурентоспособная рыночная экономика, развитое гражданское общество) может интересовать исключительно саму Украину, и говорить о ее перспективном вступлении Евросоюз сегодня не заинтересован.

Документ также устанавливает срок в несколько месяцев для завершения переговоров между Украиной и ЕС относительно получения статуса страны с рыночной экономикой и содействия Союза вступлению Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это подтверждают слова заместителя главы Администрации Президента Украины Анатолия Орла о том, что «есть чувство, что проблема предоставления Украине рыночного статуса — это дело времени». Рыночный статус, членство в ВТО открывает дорогу к переговорам о создании зоны свободной торговли и потом — к таможенному союзу. Такая перспектива действительно поставила бы серьезный вопрос о наличии двух альтернатив дальнейшего развития страны — «европейской» и «евразийской». У каждой из них сегодня есть сторонники и противники, есть и откровенно безразличные. Представители Западной Европы отрицают, что предоставление статуса рыночной страны России было связано с политическими мотивами, они ссылаются на то, что Украина позже начала сам процесс, и результат все равно будет довольно скоро.

Будет сказано и о поддержке ЕС достижения Украиной соглашений о реадмиссии (возвращение) нелегальных мигрантов из соседних с ней стран (имеется в виду прежде всего Россия и Беларусь). ЕС принципиально заинтересован в подписании соответствующего соглашения с Украиной. Москва пока что отказывается вести подобный диалог с Киевом. Взятие Украиной на себя обязательств по реадмиссии связывается с либерализацией визового режима со странами ЕС — при этом условии соглашение может быть ратифицировано Верховной Радой. История свидетельствует, что, в частности, Польша получила безвизовый режим пересечения границы с Германией через несколько дней после вступления в силу действия соглашения о реадмиссии. В отношениях с Украиной ЕС весьма неохотно соглашается на подобную увязку — хотя его представители в неофициальных разговорах утверждают, что так или иначе проблему все равно придется решать. А также искать замену неудачно предложенному формату отношений «соседства» между расширенным ЕС и Украиной, Беларусью и Молдовой — и руководство, и эксперты в Украине весьма негативно встретили саму идею модели отношений между ЕС и Украиной, аналогичной модели отношений с Минском.

Украинские дипломаты акцентируют внимание на трех факторах, которые сегодня не слишком содействуют дальнейшему продвижению Киева в «европейскую сторону» — трудность ЕС, связанная с его расширением и неопределенностью будущего, традиционный «российский фактор», когда ЕС не может себе позволить недооценить Москву, которую считает стратегическим партнером в регионе, и сама Украина с ее проблемами и медленными реформами. И в то же время речь идет уже о том, что Киев переходит к политике более четкой защиты своих интересов. Так что будет видно.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ