В нем принимали участие и украинские музыканты, но, к сожалению, ни один их них не попал в тройку победителей. Впрочем, спецприз и диплом в соревновании вокалистов получила солистка Национальной оперы Украины Анжелина Швачка, но это довольно слабое утешение. Например, член фортепианного жюри Элисо Вирсаладзе даже отказалась подписывать протокол — главный документ конкурса. По словам пианистки, ее поступок — протест против реверансов посредственностям, которым достались главные награды. В отличие от предыдущих лет, во главу угла ставился не талант, а ремесленничество, и поэтому международный авторитет конкурса сильно пошатнулся. Об этом немало писала пресса. Предлагаем вам, в частности, выдержки из статьи в Газете.ru.
Абсурд состоит, прежде всего, в самом факте присуждения первой премии по самой важной и значительной специальности — фортепиано. Нынешняя победительница — японская пианистка Аяко Уэхара — получила почетное звание лауреата лишь потому, что в ее игре было наименьшее количество фальшивых нот, а исполнение Первого концерта Чайковского содержало намек на интерпретацию, чего так и не удалось достичь всем другим финалистам. Конкурсные критерии в этом году были невероятно низкими: жюри под руководством Владимира Крайнева, отсеяв после второго тура потенциальных победителей, убило всякую надежду на конкурсную интригу. Музыканты, прошедшие в финал, явно были не готовы к такому повороту событий, и панический страх перед выступлением с оркестром — и, как следствие этого, техническая нестабильность — ощущался в игре каждого. И если Андрей Поночевный (Белоруссия, III премия) еще мог сохранять самообладание, то его российские коллеги Дмитрий Тетерин (диплом) и Алексей Набиулин (II премия) пассивно шли за оркестром, временами откровенно теряли текст, что уж совсем выходило за рамки приличия. Почему жюри решилось на такой откровенный «геноцид» — сказать сложно, но причина этого явно лежит в области, далекой от искусства и связанной скорее с практикой сложных финансовых расчетов (у оргкомитета конкурса и у жюри, по слухам, достаточно щепетильные отношения с крупными японскими корпорациями и фондами, спонсировавшими нынешний конкурс). Если же судить по гамбургскому счету, то первой премии в конкурсе пианистов не было, как не было второй и третьей. В отличие от Крайнева, его коллегам в сопредельных специальностях хватило смелости признать тот факт, что если нет очевидного лидера — нет и первой премии. Так, в конкурсе скрипачей и виолончелистов высшая награда не была присуждена — и совершенно справедливо. Владимир Спиваков присудил, правда, две вторые премии — техничной Тамаки Кавакубо и обаятельному китайцу Чэнь Си; россиянка Татьяна Самуил, проповедующая несколько агрессивный, «атлетический стиль» игры, удостоилась третьей премии. Что же касается виолончелистов, то здесь, пожалуй, наиболее спокойно — II премия нашла своего обладателя в лице крепкого и профессионального немца Йоханнеса Мозера, III премию мирно поделили Клаудиус Попп (Германия) и Александр Чаушян (Армения). В конкурсе вокалистов первые премии получили россияне — бас Михаил Казаков и меццо-сопрано Айталина Адамова-Афанасьева, обогнавшая даже любимицу публики, китайское сопрано У Бися (ей досталась II премия).