Вчерашнее заседание правительства было посвящено наболевшему — инвестициям. Первая проблема, безусловно, план мер по выполнению программы развития инвестиционной деятельности на 2002—2010 годы, утвержденной правительством еще 28 декабря 2001 года. И действительно, в условиях, когда прирост иностранных инвестиций менее всего соответствует потребностям растущей экономики, а программа приватизации, сорванная в прошлом году (37,4% планируемых поступлений), может потерпеть фиаско и в нынешнем (поступления от приватизации за 5 мес. составили 336,57 млн. грн. при плане 5,8 миллиарда), этот вопрос приобретает для правительства ключевое значение. При этом в «плане мер» значительное место отводится реструктуризации долгов приватизируемых предприятий. Эти долги вообще ставят вопрос о возможности продажи. Поэтому на Кабмин вынесен также блок документов по вопросам приватизации: о согласовании проектов размещения пакетов акций «Львовоблэнерго» (26,98%), «Прикарпатьеоблэнерго», «Полтаваоблэнерго», «Сумыоблэнерго», «Черниговоблэнерго» (по 25%; суммарная номинальная стоимость всех этих пакетов 51,9 млн. грн.). Это предложение дважды рассматривалось на правительственных комитетах по ТЭК и экономике, но было провалено. И только 28 мая рабочая группа по вопросам приватизации во главе с премьер-министром Украины Анатолием Кинахом поддержала предложение Фонда госимущества по пятерке облэнерго. Вчера оно было одобрено и Кабмином, тогда как инвестиционная программа отправлена на доработку. Вопрос решался не просто. Предложенная приватизация облэнерго путем продажи акций на бирже возможна только после реструктуризации их долгов, превышающих 5,3 млрд. грн. Как сказал глава ФГИУ Александр Бондарь, основное время двухчасового заседания рабочая группа посвятила именно реструктуризации долгов. По словам А.Бондаря, решения о конкретном сроке продажи этих пакетов будут приниматься отдельно, поскольку лето, по его мнению, — не самое лучшее время для биржевых торгов. Но дело, скорее всего, не в этом. В правительстве Украины склоняются к реструктуризации долгов облэнерго отдельным законом. И этот вариант может привести к задержке сроков приватизации, поскольку прохождение закона в Верховной Раде пока прогнозировать сложно из-за разнобоя интересов. Ведь в ходе приватизации следующих девяти облэнерго Украина намерена, по словам главы Минтопэнерго Виталия Гайдука, гарантировать покупателям тарифы, обеспечивающие доходность на уровне 17%.
Поверят ли инвесторы этим обещаниям? В марте этого года Президент Леонид Кучма заявил, что принятие закона о реприватизации должно стать основной задачей для украинского парламента нового созыва. Как считает Леонид Кучма, в условиях падения мировой экономики вообще не может быть никакой продажи, а поэтому нет смысла спешить с приватизацией. Указания Президента уже поняты и весьма своеобразно. Новоизбранная глава специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Валентина Семенюк (Соцпартия) на днях внесла в парламент законопроект «О реприватизации имущества в Украине». И хотя среди ведущих принципов законопроекта — обеспечение прав собственника на возмещение стоимости реприватизированного имущества и гарантии иностранным инвесторам, законопроект вызывает массу вопросов. Не даром председатель парламентского комитета по иностранным делам Дмитрий Табачник отметил, что закон, ущемляющий интересы частного собственника, предусматривающий отбор собственности или пакета акций в нынешнем составе парламента не пройдет.
Итак, ключевой вопрос сегодня состоит в том, возникнет ли в этих условиях у инвесторов интерес к приватизируемым украинским энергопредприятиям? Ответить не просто, поскольку исходные данные зачастую противоречивы. Так, большинство украинских энергоснабжающих компаний убыточны (прибыльно работают всего три), но в мае в стране снизились розничные тарифы на электроэнергию для потребителей (кроме населения) в среднем на 1,4%, тогда как в апреле падение тарифов достигало 3,5—5,5%. Вместе с тем в последнее время существенно улучшилась оплата. В мае, по прогнозам госпредприятия «Энергорынок», она составит 991 млн. грн., или 90—93%. И процент, и сумма весьма впечатляют. Думается, инвесторы найдутся... Если их не испугают некоторые наши противоречивые новации, из-за которых приватизация в Украине либо проваливается, либо проводится «штурмом».