Косвенные методы определения доходов юридических и физических лиц отстаивал позавчера перед предпринимателями Вадим Копылов, который только что вернулся в Государственную налоговую администрацию Украины из «Нефтегаза Украины». Дело было на «круглых столах», которые начинались с интервалом в один час в Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательству и в УСПП, и были посвящены обсуждению методики определения суммы налоговых обязательств налогоплательщиков по косвенным методам.
С тех пор как впервые налоговики заявили о необходимости применения к налогоплательщикам косвенных методов, многое изменилось в предпринимательской среде. Сегодня предприниматели значительно лояльнее относятся к этой разновидности финансовой деятельности и согласны обсуждать механизм ее введения. Есть в косвенных методах, по утверждению председателя Госкомпредпринимательства Александры Кужель, и позитивный для бизнеса момент: меньше станет проверок, и следовательно, мы приблизимся к западным стандартам, при которых предприниматели почти не общаются с налоговыми инспекторами. Тем не менее именно главный государственный орган по предпринимательству не соглашается с проектом постановления Кабинета Министров об утверждении этой методики — все другие министерства и ведомства такое согласие дали. Общественная организация — УСПП также имеет существенные возражения: председатель совета Харьковского областного отделения организации Леонид Рубаненко высказался против того, чтобы методика вообще утверждалась постановлением Кабинета Министров, поскольку, по его мнению, правительство не имеет для этого законных оснований. «Нужно представлять в Верховную Раду проект закона, в котором была бы четко изложена методология применения косвенных методов», — сказал он.
Проект методики уже не впервые направляется на рассмотрение и согласование в Госкомпредпринимательства. В комитете считают, что последний, доработанный вариант методики, также не идеальный, потому что нарушает нормы Конституции Украины в отношении физических лиц. Методикой предусмотрено, что если лицо не подтверждает документально или отказывается предоставить информацию в отношении источника дохода, налоговая служба определяет сумму превышения расходов над декларированным доходом для включения ее в базу налогообложения, то есть прибегает к косвенным методам. По мнению Госкомпредпринимательства, применение косвенных методов к физическим лицам может быть осуществлено только после проведения общего декларирования имущественного (недвижимости, транспортных средств, корпоративных прав) и финансового состояния всех граждан на условиях налоговой амнистии. «Мы не против применения косвенных методов к физическим лицам, но сначала нужно провести амнистию. Тогда будут равные условия для всех», — сказала председатель комитета А. Кужель.
Необходимость введения косвенных методов В. Копылов обосновывает тем, что в последнее время немало предприятий ловко скрывают некоторые виды своей деятельности, прикрываясь физическими лицами, то есть работают «в тени» и не выплачивают налоги. Нетрудно догадаться и о другой причине активности ГНА: налоговые поступления в госбюджет в первом квартале 2002 года составили только 90% запланированных. Заместитель председателя ГНА заверил предпринимателей в том, что никто не собирается отслеживать контакты всех членов их семьи: речь идет только о сборе информации косвенным путем в отношении форм и объемов проведения предпринимательской деятельности физического лица. Однако эти слова В. Копылова не очень успокоили предпринимателей. Чаще всего в их выступлениях раздавалось, что «это не методика», а в лучшем случае, инструкция для налоговиков. «У нас все чиновники привыкли работать не по методике, а по инструкции. Даже если документ хорошо выписан, есть десятки исполнителей на местах, которые будут трактовать его по-своему. В методике следует все детализировать, чтобы и налоговикам, и предпринимателям было понятно, что от них требуется», — отметил вице-президент Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины Юрий Лозовский. Следовательно, судя по всему, говорить о ближайшей «материализации» в Украине косвенных методов еще рановато.