«Критическое состояние» — новый сериал собственного производства канала «1+1» , чья долгожданная премьера состоится 25 марта. О детище команды, снявшей «Буржуя», работе над ним, об украинском кино и специфике работы над сериалами рассказывает режиссер «Критического состояния» Анатолий МАТЕШКО .
— Анатолий, с какого момента, по- вашему, можно начинать отсчет существования украинского сериала?
— Само производство началось тогда, когда мы запустили «Буржуя», для меня — это точка отсчета. Потому что в то время мы ходили пустыми коридорами студии Довженко, после шести вечера там никого не было. Зима, холодно, темно… И складывалось такое впечатление, что мы толкаем тяжелый камень… Но собралась группа, мы построили декорации, вернулись многие люди.
— Новый сериал «Критическое состояние» снимался, в отличие от «Буржуя», по видеотехнологии. Как это повлияло на стиль сериала и съемочный процесс в целом?
— Кинопленка создает некую магию, и я не знаю, чем объяснить этот феномен. Пришлось переключаться, но я успокаивал себя, что в работе с видео есть свои преимущества, например, количество дублей, которые не надо считать. И это хорошо: у нас было много молодых актеров, дебютировавших на площадке — и мы не жалели на них дублей. Но по характеру «Критическое состояние» — это все-таки киноповествование на электронных носителях.
— Кстати, приглашение на роли неопытных актеров — это потребность в «свежей крови» или своеобразный эксперимент?
— А откуда у нас появятся молодые и опытные? Сейчас очень мало снимается фильмов, а актеров нужно искать и работать с ними. Это одна из наших задач — воспитывать собственных звезд. Когда мы кого-то приглашаем на небольшие роли, в следующем проекте он получает большую роль, приобретает опыт. Кому-то повезло, и он получил сразу главную роль…
— Часто у режиссера есть «свой актер» или актриса — тот, кто близок по духу и может воплотить все возложенные на него надежды. Кто «ваш» актер?
— Сейчас мне интересно работать с Димой Шевченко, я за него чувствую определенную ответственность, во всяком случае, в том, что происходит с ним в «сериальной» жизни. Возможности у него очень большие, и ситуация с ним сложилась очень интересная. Когда он сыграл Артурчика, к нему приклеился этот ярлык, и Дима рассказывает мне с горечью, как в Москве его приглашают и требуют сыграть именно Артурчика. Мне интересно было предложить ему что-то совершенно другое, я даже чувствовал в этом какую-то потребность. И когда возник совершенно другой образ — прапорщик в «Критическом состоянии» — я сразу же подумал о Диме.
— «Критическое состояние» — это собственный проект канала «1+1». Чем отличалась для вас работа над ним, ведь предыдущие проекты были совместными с Россией?
— Разница в том, что у нас теперь — один продюсер. В «Буржуе» надо было учитывать пожелания и другой стороны. К примеру, нам хотелось бы видеть больше Киева в кадре, больше наших национальных характеров. Им же этого хотелось в меньшей степени. Не могу сказать, что сейчас мои взгляды полностью совпадают с продюсерскими, но ведь это необычайно интересный процесс — находить компромисс и творить что-нибудь новое.
— Ходят слухи о проекте «Буржуй 3». Они оправданы?
— Как известно, в современном кино на первом месте стоит продюсер, поэтому вопрос к нему, а не ко мне. И это правильно, поскольку сейчас мне интересно работать на заказ. Почему-то всегда это считалось зазорно, но я могу привести множество примеров, когда именно на заказ делались великие вещи. Поставленные рамки дисциплинируют, ведь если бы меня спросили, что я сам хочу снять, определиться не смог бы, это большое испытание. Процесс идет, сейчас мы готовим несколько проектов, о которых говорить пока рано.
— С той же съемочной группой?
— Нет, я уже им объявил, что хочу поработать с новыми людьми. Не потому, что моя команда плохо работает, а просто мне самому нужно что-нибудь новое. Они поняли мои эгоистические порывы и, надеюсь, простили… Но если третий «Буржуй» будет и я буду его режиссером, я, естественно, соберу команду, которая снимала первую часть.