Вчерашний день не приблизил к развязке конфликта, возникшего в связи со снятием местным судом Центрального района Симферополя с регистрации кандидатом в депутаты крымского парламента председателя Верховного Совета автономии Леонида Грача. Не произошло многое из того, что, по логике, должно было бы произойти в состоявшемся государстве. Ожидаемая везде, в том числе и в самом Крыму, официальная реакция Киева свелась к нареканиям на издержки украинской судебной системы и упованиям главы Центризбиркома Украины Михаила Рябца на Верховный Суд, который, мол, и должен поставить точку в этой истории. С головой погруженные в собственные предвыборные проблемы, отечественные политики не сочли, по-видимому, нужным парировать выпад массово вставших на защиту главного коммуниста Крыма лидеров российских партий, призвавших, как известно, Президента Украины «сделать все возможное для восстановления справедливости в отношении Л.Грача» и предоставления ему возможности принять участие в предстоящих выборах». Российские коллеги продемонстрировали украинскому политикуму прямо-таки ярчайший пример мгновенной консолидации: под обращением к Леониду Кучме подписались представители едва ли и не всего тамошнего партийного спектра — от лидера КПРФ Геннадия Зюганова до главы Союза правых сил Бориса Немцова. Относительным исключением в Украине стал лишь глава президентской администрации Владимир Литвин, выразивший в интервью журналистам весьма робкое, как для данного случая, мнение: обращение группы российских политиков по поводу ситуации в Крыму «граничит с вмешательством во внутренние дела Украины».
Тем временем спикер Госдумы РФ Геннадий Селезнев, горя желанием восстановить по отношению к Леониду Грачу справедливость, уже «чувствует» ни много ни мало — победу Грача на грядущих выборах президента Украины. По мнению Г.Селезнева, воспроизведенному Интерфаксом-Украиной, Л.Грач является «очень яркой и уважаемой политической фигурой в Крыму, и ему удалось добиться политической стабильности в этом регионе и общего улучшения жизни».
Можно сказать, что данный всплеск интереса российской стороны к нашим выборам практически «уравновесил» предвыборное давление, оказываемое на Украину гостями с Запада, включая пребывающих в Киеве ныне членов мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы Ренату Вольвенд и Ханне Северинсен. Парадокс, но представитель фракции Компартии в Верховной Раде Украины Валентин Матвеев уже успел заявить журналистам, что во время встречи с Вольвенд и Северинсен представителей депутатских фракций коммунисты поставят вопрос в том числе и о ситуации в Крыму. По словам В.Матвеева, сообщает Интерфакс-Украина, — «миссионеры», в свою очередь, выразили намерение встретиться с представителями Верховного Совета Крыма, дабы обсудить с ними сложившуюся ситуацию. Как видим, механизм апеллирования к иностранцам политическими силами, называющими себя оппозиционными, уже отработан — к сожалению, это пока, наверное, единственный присущий нашей стране элемент «гражданского общества»...
Зато наша политическая элита никак не отучится сеять ветер, после чего ей, естественно, периодически приходится пожинать бури. Не является ли сегодняшняя линия поведения Леонида Грача результатом прежнего заигрывания Киева с крымским спикером? А не те ли «трудовики», невзирая на заключенные «Трудовой Украиной» и Народно-демократической партией договоренности о дружбе и сотрудничестве, пособили коммунистам сместить с поста главы правительства Крыма «эндеписта» Сергея Куницына? Не центристы ли, вместо того, чтобы занять по отношению к коммунистам консолидированную позицию, устраивали «игры интересов» на полуострове? Ситуация в Крыму стала тестом на «украинскую партию» — российский политикум тест на «русскую партию» выдержал. Справедливости ради следует заметить, что сгоряча засветивший свои амбиции Леонид Грач (он-де и в президенты Украины баллотироваться будет, и к срыву выборов в Крыму призовет, и референдум о присоединении Крыма к России не исключает...), поостыв, попытался внести в собственные резкие заявления некоторые коррективы. Вчера пресс-секретарь Л.Грача Галина Мамыко дезаивуировала в интервью корреспонденту Украины.Ru (www.ukraina.ru) информацию о том, что Леонид Грач призывал к проведению Всеукраинского референдума об изменении государственного статуса полуострова. По словам Г.Мамыко, эта информация, появившаяся в СМИ, — результат неправильной трактовки слов Л.Грача. Он же, дескать, наоборот, заявил, что понимает всю опасность проведения референдумов и выступает за целостность Украины. Здесь стоит напомнить цитату спикера Крыма: «Если и дальше Киев и его вассалы будут делать то, что они делают, оказывая беспрецедентное политическое, судебное давление, мы оставляем за собой право, в том числе, говорить о референдуме». (Интерфакс- Украина, 27 февраля).
Однако главный вопрос сегодня в другом: что дальше? А дальше события могут, очевидно, развиваться по двум сценариям. Первый: Леонида Грача восстановят- таки в правах кандидата в депутаты парламента автономии, — и тогда все превратности его кандидатской судьбы обернутся для него достаточно эффектной (и, безусловно, эффективной) пиар-кампанией. Шансы лидера коммунистов на победу на крымских выборах резко возрастут со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Второй: суды высших инстанций оставят в силе решение местного суда Центрального района Симферополя. В этом случае многое будет зависеть от способности Киева держать под контролем ситуацию на полуострове, от того, как будет реагировать на происходящее Россия и будут ли продолжать сохранять нейтралитет крымские татары. В этом уравнении столько неизвестных и столько возможностей для провокаций, что ответ на данную задачку пока не просматривается.
КОММЕНТАРИЙ
Александр ДЕРГАЧЕВ, политолог:
— Предвыборные драмы, конечно, самоценны, но они лишь оттеняют процессы в больших масштабах. И я в связи с крымской ситуацией выделил бы две такие тенденции. Для начала я хотел бы констатировать то, что очевидно, но публично мало фиксируется — Крым существенно выпадал из общей логики отношений между Киевом и регионами. Я имею в виду ту систему, которую создала власть, и где были постепенно наработаны механизмы влияния — так называемая властная вертикаль. В Крыму сложилась другая ситуация. Значительную роль в жизни Крыма играет парламент, чего нельзя сказать о представительных органах других регионов. Парламент в Крыму фиксировал особое положение коммунистов — там по другому действовал механизм «Киев-регион», гораздо более многообразной была внутренняя ситуация. И уже некоторое время назад было понятно, что власть хотела бы изменить эту ситуацию, в частности проявляла инициативу еще «Трудовая Украина», — стремилась создать свою группу в парламенте, расширить влияние. Естественно, под выборы в крымский парламент это должно было быть сделано окончательно. Сейчас уже речь идет, естественно, не о «Трудовой Украине», а об известном пропрезидентском блоке и его стремлении «причесать» Крым под общую гребенку.
Второй момент — это то, что происходит с коммунистами у нас вообще и как выглядит Крым на фоне этой тенденции. Очевидно, сокращается реальное влияние коммунистов и очевидна неспособность их на этапе мартовских выборов играть свою старую роль — сохранение реальной угрозы левого реванша и создание того стиля ведения политики, который утвердился постепенно в Киеве. Сегодня коммунисты явно не справляются с этой ролью «пугала» и средства оправдания власти. Более того, места, которые они занимают в украинской политике, понадобились уже другим. Коммунистов, конечно, не будут сильно обижать, но, по крайней мере, на уровне мажоритарных округов они многое потеряют. Им просто уже «не хватает места». И, кроме того, они сами эволюционируют. Если мы будем сравнивать их большую партийную программу и предвыборную, в том числе и соответствующие комментарии лидеров-коммунистов, то становится понятным, что фактически они остались большевиками во внутренней политике, но перестали быть однозначно промосковскими в сфере внешней политики. Они, конечно же, за самые тесные и преимущественные отношения с Россией, но на «патриотических» позициях.
И тут ситуация в Крыму и действия Грача входят в большое противоречие как с усилиями власти укрепить свои позиции в Крыму, так и с процессами, которые происходят в коммунистическом движении. И если сегодня власть на 90% монополизировала связи с Москвой, (что-то еще осталось объединенным социал-демократам — свои, не полностью растворяющиеся в официальных контактах связи) то ни коммунисты, ни Ющенко не допускаются до серьезных разговоров с Москвой. И в этом смысле есть гарантия того, что официально Кремль не будет пользоваться ситуацией в Крыму. Уже сейчас очевидно, что будет «большая волна» на уровне отдельных лидеров политических партий, довольно заметных, но все-таки, находящихся на периферии российской политики. Официальная Москва, скорее всего, будет поддерживать нейтралитет и не сможет воспользоваться ситуацией в Крыму, более того, будет гасить попытки дестабилизировать ее. То есть, никаких «мешковских» вариантов, ничего особенного на официальном уровне, думаю, не предвидится. Грач в результате всего этого попадает в логическую ловушку, и может серьезно потерять свою перспективность — и как самостоятельный политик, и как «дублер», и возможная замена Симоненко. Еще несколько месяцев назад было ясно, что Грач — это более сильный лидер, который мог внести некоторую новизну в коммунистическое движение, и в то же время мог бы представляться опасным кому-то. Сегодня он сам уже наделал достаточно ошибок, чтобы поставить под большое сомнение свои перспективы.
Ситуация в Крыму продемонстрировала также, что судебная власть находится на виду во многих политических процессах. Отчасти это зависит от развития правовой базы как деятельности самой судебной власти, так и правовой базы политических процессов. Но главным образом это связано, прежде всего, с большей прозрачностью этих процессов и большим значением того, как все это оценят на Западе. Также немаловажную роль играет фактор большего плюрализм, когда появляется несколько более-менее дееспособных игроков, и мы видим, что судебная власть не всегда работает «в одни ворота». Возникает феномен соревновательности, по форме меньше юридической и больше политической. Это можно приветствовать, но очевидно, что это еще зачаточный процесс, и его успех, развитие в сторону демократии далеко не гарантирован.
Что же касается «лойеров», то пока что в Украине все идет таким образом, чтобы вызвать недоверие к этому явлению. Потому что, несмотря на присутствие момента соревновательности, апеллировать в Украине почти что не к кому. Общественное мнение слабо, нейтральной исполнительной власти мы не имеем — она погружена в политическую борьбу и однозначно высказала свои политические симпатии определенным силам. Потому приходится апеллировать к демократической общественности, а это Запад. А у него — тоже свои замыслы и свои интересы.