Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

География Скифии по Геродоту

1 марта, 2002 - 00:00

Геродот из Галикарнаса (Малая Азия), живший в V веке до нашей эры, известен в первую очередь как создатель «Истории» — бессмертного памятника человеческой мысли. И именно у древнегреческого историка, писателя, географа, этнографа, небезосновательно названного «отцом» целого ряда наук, мы впервые видим цельную, скрупулезно выстроенную научную систему изложения материала. Его исследования касались громадного массива тогдашней цивилизации: Греция, Македония, Малая и Передняя Азия, Южная Италия, Фракия, Северная Африка, Египет, Сирия, Скифия и берега Черного моря (Понта Эвксинского).

Во времена Геродота (он жил ориентировочно с 484 до 430 гг. до н. э.) еще не была известна система географических координат, и при описании Скифии он использует природные ориентиры — морское побережье и реки и ведет отсчет расстояний от них в стадиях (177 м) или днях пути (примерно 36 км), и вдоль них в днях плавания (по данным академика Б.А.Рыбакова, также приблизительно 36 км).

Отметим же, что Н.И.Надеждин, например, так охарактеризовал Геродота как источник информации: «Нашей Скифии, в сравнении с другими, куда более интересными странами земного шара, досталась счастливая судьба найти именно в Геродоте — отце истории — и прекрасного наблюдателя, и прекрасного живописца... Можно сказать, что данная им картина Скифии является редчайшим образцом географической полноты и утонченности...»

Древняя Скифия занимала почти всю территорию современной Украины, местами выходя за её пределы. Геродот сообщает /101/ (в косых скобках даны ссылки на номера параграфов книги 4 «Истории» Геродота), что территория Скифии представляет собой правильный квадрат со сторонами по 40000 стадиев (около 710 км), две из которых идут с Юга на Север, а его Юго-восточный угол опирается на конец Керченского полуострова. Тогда Юго-западный угол квадрата приходится на Юго-восточное предгорье Карпат, а его северная сторона идет от Курска до Сарн по рекам Сейм и Уж. Справедливость сведений Геродота подтверждают археологические материалы скифской культуры, которые сосредоточены в указанном квадрате.

Геродот называет 8 важнейших рек Скифии, которые, «начиная от моря, доступны для кораблей» /47/. Первые четыре (начиная с Запада) и последняя отождествляются с известными реками всеми исследователями: Истр — это Дунай, Тирас — Днестр, Гипанис — Южный Буг, Борисфен — Днепр, Танаис — Северский Донец и нижняя часть Дона.

Невозможность идентификации Пантикапа, Гипакириса и Герра не входя в противоречие с современной географией, может быть объяснена либо недостоверностью сведений Геродота, либо существенными изменениями течения рек, в частности Днепра, произошедшими за истекшие 2500 лет. Поскольку геологи не подтверждают последнего, усилия исследователей были направлены на корректировку сведений Геродота. Принимая одни из них, отвергая другие и подправляя третьи, они построили десятки отличающихся друг от друга географий Скифии.


Единственное, в чем они оказались единодушны, так это в непризнании сведений Геродота о том, что главная река Скифии Борисфен в земле Герр, расположенной в северной части страны, разветвляется на две реки; одна из которых, сохраняющая имя Борисфен, течет на юг, сливается с Гипанисом (Южным Бугом) и впадает в лиман южнее Ольвии /53/. Другая, получившая имя Герр, уходит далеко на восток, сливается с Гипакирисом и впадает в море близ г. Керкинитиды (Евпатории) /55, 56/. При этом, на восток от Борисфена на три дня пути (110 км) простирается область обитания борисфенитов, а далее, до Герра, область обитания скифов-кочевников, и протекают Пантикап и Гипакирис /18, 19/.

О местоположении земли Герр, где Борисфен разветвлялся на два русла, у Геродота имеется три указания: до нее 40 дней плавания (более 1400 км) с севера (от истока Борисфена) /53/, земля скифов-кочевников простирается от устья Гипакириса до истока Герра и имеет протяженность в 14 дней пути (500 км) /19, 55, 56, 99/; в земле Герр находятся могилы царей скифских /71/ (по мнению Самоквасова и др. — это курганные комплексы Посулья, курганы в районе Никополя относятся ко временам после Геродота). Все три указания приводят в район города Черкассы. Земля Герр, очевидно, располагается напротив Черкасс и заключена в треугольнике между Днепром, Сулой и Сеймом с Десной.

Если поверить Геродоту до конца и принять эти сведения, то можно убедиться, что никаких внутренних противоречий в его географии Скифии нет. Но есть существенное отличие от известного сегодня течения рек. Из описаний Геродота следует, что Борисфен может быть отождествлен с Днепром только в своем верхнем течении, примерно до Черкасс. Нижнюю часть Днепра, уходящую далеко на Восток к Днепропетровску, можно отождествить с Герром. Основное же западное русло, по которому протекал Борисфен 2500 лет тому назад, ныне не существует.

Но Борисфен должен был оставить свой след на поверхности земли в виде широких и глубоки долин, которые не могли быть образованы текущими в них сейчас малыми реками, а также сухую долину, пересекающую Днепровско-Бугский водораздел. Соответствующей малой рекой Днепровской системы является левый приток Тясмина Ирдынь, заболоченная долина которой имеет ширину 1500 м. Долина, по которой Борисфен пересекал нынешний водораздел, могла проходить либо между Тясмином и Большой Высью, либо между Ирдынью и Гнилым Тикичем. Далее он шел по руслу одной из названных рек и по руслу Синюхи до слияния с Южным Бугом у г. Первомайска. При этом Пантикап может быть отождествлен с Ингулом, Гипакирис — с Ингульцом. Теперь он отсекается от моря более полноводным Днепром, а в древности принимал в себя Герр и продолжал течь на юг, вероятно, по руслам Каланчака и Чатырлыка до впадения в море у Евпатории (по данным современных археологов уровень суши в районе Перекопа в античные времена лежал выше нынешнего).

Карта Скифии, реконструированная по данным Геродота, показана на рисунке. Она устраняет кажущиеся противоречия сведений Геродота между собой, однозначно определяет размещение народов и принадлежность археологических культур, но представляется невероятной, с точки зрения геологии. Действительно: долина Днепра лежит на несколько десятков метров ниже самых низких участков его водораздела с Бугом, под которым к тому же залегают трудно размываемые кристаллические породы.

Но, когда считают это препятствие непреодолимым, то не учитывают того факта, что распространявшийся по руслу Днепра ледник оставил морены напора — возвышенности, перегораживавшие русло и поднимавшие уровень воды в нем на десятки метров. Остатком одной из них является Мошногорский мыс, расположенный в районе Черкасс, протянувшийся поперек долины Днепра на 25 км и возвышающийся над ней на 90 м.

Косвенными свидетельствами прохождения русла Борисфена по долине Синюхи является ее большая ширина и глубина, которая не соответствует малой водности этой реки, а также то, что под ней прослеживается жолобоподобное углубление в кристаллических породах. Его мог промыть только достаточно мощный и долго существовавший поток. Отмеченная Геродотом необычная чистота и прозрачность вод Борисфена по сравнению с мутными водами других рек Скифии /53/, может быть объяснена его протеканием в кристаллическом ложе.

Известно также, что Приднепровская возвышенность претерпевает постепенное поднятие, а Приднепровская низменность — опускание со скоростью один мм в год. Этот процесс приводил к опусканию восточного края моренного вала, перегородившего Днепр, и одновременно к подъему уровня воды в образовавшемся перед ним естественном водохранилище из-за подъема уровня дна Борисфена на Приднепровской возвышенности. Рано или поздно это должно было привести к переливу воды через левый край моренного вала и очень быстрому, катастрофическому его размыву из-за сравнительно мягкого состава слагающих его пород и резкого перепада высот в стоке. Мощный поток воды, устремившийся по Герру пересек Гипакирис и промыл в низовьях новое русло, соединившее Герр его с Бугским лиманом.

Эта катастрофа, изменившая течение рек, могла произойти в середине I тысячелетия, между временем правления Клавдия Птолемея (II век н.э.), по данным которого Борисфен на всем протяжении лежит западнее Ольвии, и Константина Багрянородного (X век н.э.), который первым упоминает пороги, лежащие на современном русле Днепра. Возможно, слова Ярославны: «О, Днепр-Славутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю половецкую», являются в народной памяти отголоском вышеописанного впечатляющего события.

Виктор ЯНОВИЧ, историк, культуролог, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ