Как выяснилось, проблемы университетов, входящих в Ассоциацию, оказались очень сходными. На съезде были подняты вопросы о разработке единых требований к университетскому образованию и формированию общих образовательных стандартов. Учитывая актуальность включения в учебный процесс электронных средств обучения и того, что рынок учебных программных продуктов предлагает большой выбор Систем Поддержки Обучения (СПО), возникла необходимость принятия общей системы такой программной поддержки, чтобы было всем удобно пользоваться учебными материалами на электронных носителях, разрабатываемых в разных центрах.
Одним из самых больных вопросов для участников съезда был вопрос учебников. Ректор Московского университета, академик В. Садовничий высказал свою обеспокоенность отходом преподавателей от использования классического учебника и перехода многих современных авторов на жаргон, якобы более понятный для усвоения материала студентами. Сейчас в Московском университете готовится выпуск серии классических учебников по 150 учебным предметам. В Украине же проблема учебника упирается в сложности, связанные с созданием национального учебника, с переходом на обучение на государственном языке, а для написания современного высококачественного учебника даже специалист с 20-летним опытом преподавания должен потратить в среднем 1—2 года жизни.
Еще одна общая проблема — проблема кадров. Искусственные попытки «омолаживания « кадров ничего не дают, так как молодежь не согласна работать за низкую зарплату, ведь по ставкам заработной платы обычное государственное высшее учебное заведение не может конкурировать с различными фирмами. В Московском университете ввели специальные стипендии для перспективных молодых ученых, согласившихся на длительное время не выезжать из страны. Также ежегодно в университете сто кандидатов наук без всякой очереди становятся доцентами, а сто докторов наук — профессорами. Такие нововведения позволили поднять средний возраст преподавателя университета с 60-ти лет до 50-ти лет. Киевский университет для улучшения качества преподавательского состава предлагает обращать особое внимание на систему переподготовки кадров, которая бы стимулировала преподавателей вузов к созданию научных и учебно-методических трудов.
Сегодня суть реформирования высшего образования на всем постсоветском пространстве определяется необходимостью перехода от подготовки грамотного исполнителя к подготовке творческого специалиста, способного решать нестандартные задачи. Мировой опыт говорит, что для этого нужно увеличивать время для самостоятельной работы студентов, а следовательно — нужно иметь качественные учебники и пособия, совершенствовать систему контроля за ходом и результатами учебного процесса. В Киевском национальном университете вместе с традиционными формами применяются и новейшие технологии контроля, а именно модульно-рейтинговая система, стимулирующая набор, в процессе изучения предмета, максимального количества баллов.
Первый проректор Киевского университета имени Т. Шевченко Олег Третяк на вопрос корреспондента «Дня», что может ожидать Украина от участия в работе Евразийской Ассоциации университетов, сказал: «Образование как и наука не имеют границ, это общечеловеческое достояние. Существуют общие проблемы у классических университетов в постсоветских государствах. Если мы сможем объединиться и показать всеобщие тенденции в развитии образования, то можно будет надеяться на помощь от Президента и от правительства. Мы не должны потерять то, что накоплено за сотни, десятки лет нашим высшим образованием».