На состоявшейся позавчера пресс-конференции заместитель Генерального прокурора Украины Алексей Баганец обнародовал результаты работы Генпрокуратуры по делу банкротства АКБ «Украина». В частности, он напомнил, что органы прокуратуры завершили следствие по семидесяти трем уголовным делам «в системе банка», которые уже переданы в суд. Оперативно-следственная группа, расследующая уголовное дело в отношении злоупотреблений должностными лицами банка «Украина», пришла к ожидаемому результату — из банка была украдена часть кредитных средств. Установлено, что в период с 1995 по 2000 год имел место 151 факт незаконного получения и невозвращения кредитных ресурсов «Украины». Выявлены нехитрые схемы финансовых махинаций: отдельные предприятия-заемщики перечисляли деньги на счета фиктивных фирм или же предоставляли «заведомо неправдивые данные» о том, что они не могут вернуть взятый у банка кредит, поскольку с ними не рассчитались бизнес-партнеры. По словам А. Баганца, «часть этих предприятий» известна, «их должностные лица допрошены», соответствующие выводы сделаны. Часть средств, отметил А. Баганец, была переправлена за рубеж, и Генпрокуратура обратилась к зарубежным коллегам с просьбой о предоставлении правовой помощи, сообщает агентство Интерфакс-Украина.
Кроме того, как сообщил А. Баганец, следственно-оперативная группа Генпрокуратуры задержала пятерых человек, подозреваемых в причастности к банкротству АКБ «Украина». Из них двое представляют руководство банка «на уровне бывшего председателя правления и начальника службы безопасности правления головной конторы банка», трое — руководители коммерческих структур. Следователи инкриминируют этим подозреваемым расхищение денежных средств в сумме более 11 млн. грн. в составе организованной преступной группы. А один из руководителей банка обвиняется в получении взятки в особо крупном размере за предоставление незаконных кредитов. Как стало известно, сотрудники Генпрокуратуры планировали задержать еще двух лиц из числа руководителей банка. Но в соответствии с информацией СБУ и МВД, один из них выехал за рубеж «под видом свадебного путешествия», второго не обнаружили ни в его квартире, ни по другим адресам. По словам А. Баганца, идет работа по их розыску и задержанию.
Словом, прогнозы скептиков, что «всех собак» по делу «Украины» будут вешать на центральный менеджмент банка, получают практическое подтверждение. Действия руководителей коммерческого банка, конечно же, никто не оправдывает. Непонятно другое. Почему без внимания остается причастность ряда украинских политиков к банкротству «Украины»? Что это — тайна следствия? Отсутствие доказательств? Или же стремление оставить главных виновников банкротства «Украины»... Нет — «не в тени».
Заместитель председателя правления АКБ «Украина» Алексей Полетуха еще летом обратил внимание «Дня» на ряд обстоятельств, которые, скажем корректно, способствовали банкротству банка. Одним из основных начальник управления проблемных кредитов «Украины» Виктор Гордий назвал — политику НБУ и правительства «реформаторов». Не секрет, что с 1999 года «Украина» была ограничена в проведении большинства банковских операций. Крики «SOS» представителей департамента по банковскому надзору НБУ и их уверения, что «Украина» систематически предоставляет проблемные кредиты, тогдашнее руководство НБУ оставило без внимания. Правительство Ющенко взваливало на «Украину» финансирование грандиозных стратегических программ и параллельно оказывало поддержку отдельным «агропромышленным» фирмам в виде необязательных к выполнению предписаний «Украине». Без этого фактора заведомо проблемные кредиты (на сумму 533,5 млн. грн.), по словам В. Гордия, «никогда бы не были предоставлены», а отсутствие прямых гарантийных обязательств Кабмина сделало менеджмент «Украины» крайним. А чего стоило, к примеру, приостановленное распоряжением правительства дело по ГАК «Хлеб Украины», долги которого на сумму 1,8 млрд. грн. достались «в наследство» банку! Все это — только маленькие капли в море финансовых махинаций вокруг «Украины». Размер которых, впрочем, гораздо больше инкриминируемых менеджменту банка одиннадцати миллионов.