Накануне Рождества особенно остро воспринимается вражда между христианами, их неспособность руководствоваться в своих отношениях главным — общей верой в Христа Спасителя. Как-то так получается, что именно эта вера, вместо того, чтобы объединять — разъединяет; для некоторых христиан иногда легче и проще найти общий язык с представителями других религий, чем между собой. О чем свидетельствуют также материалы в религиозных СМИ, в которых боевой дух межхристианского противостояния отнюдь не был приглушен приближением большого и радостного общего праздника — дня рождения Иисуса, Сына Божьего.
Случилось так, что именно в конце года, накануне Рождественского поста пошла насмарку одна из наиболее серьезных за последнее время попыток объединить православных в одну поместную церковь. Честно говоря, не было оснований надеяться, что Московская патриархия согласится отпустить хотя бы на относительную свободу УПЦ Московского патриархата, т.е. предоставить ей автономию. Еще меньше было надежд на то, что объединенная УПЦ будет сразу признана мировым православным сообществом, станет канонической. И уж совсем невероятным было предположение, что все наши православные владыки соберутся на общий всеукраинский Собор, взаимно отпустят друг другу прегрешения и начнут вместе строить единую и независимую Украинскую церковь.
На что можно было надеяться, так это хотя бы на объединение двух церквей — УПЦ Киевского патриархата и автокефальной УАПЦ, которых не разделяют никакие политические или догматические расхождения. Обе якобы настроены на автокефалию, на служение украинскому народу, на построение украинской поместной церкви. К тому же, для их объединения не нужно никаких санкций или внешних усилий — благословения Московского либо Константинопольского патриархов или содействия властных структур страны. Все зависело только от доброй воли священоначалия, от готовности владык к переговорам, от их интеллигентности и терпимости. И что же? Да ничего и даже значительно хуже — накануне Рождества Христова дело объединения двух церквей закончилось непривлекательным скандалом, последствия которого вряд ли удастся проигнорировать. Поэтому Данилов монастырь может спать спокойно, не беспокоиться о своей украинской духовной вотчине. Все вышло — как это часто бывает — ему на пользу.
Что поделаешь — каждый народ имеет именно ту и именно такую церковь, которую он заслуживает. Пользуясь случаем, хотелось бы напомнить нашим православным церковным политикам, что мы живем в мультирелигиозной среде, предлагающей каждому человеку широкий спектр духовных возможностей, духовной опеки. Перманентные конфликты в православии могут со временем привести к драматичному перераспределению паствы между христианскими конфессиями Украины — кому нравится постоянно находиться в эпицентре церковных катаклизмов, наблюдать, как владыки поливают грязью друг друга, а церкви превращаются в агитпункт?
Отметим, что в то время, как независимое украинское православие настроено на дальнейший раскол, т.е. фактически — на самоуничтожение, противоположная сторона успешно сплачивает ряды. Во второй половине проходящего года стал еще более гласным тесный политический альянс между промосковскими православными братствами УПЦ МП и многочисленными Русскими обществами Украины. Сегодня ожесточенная борьба против независимости украинской церкви тесно переплетена с перманентной кампанией за предоставление русскому языку статуса официального (если не второго государственного). В частности, в Одессе создан общий блок «Единое Отечество», имеющий свой журнал («Православный телеграф»), свой сайт в Интернете и своего общепризнанного главу — «духовным лидером Новороссийского края» избран митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (УПЦ МП).
Накануне Рождества (а также выборов в ВР) оживились и еще больше потеплели взаимоотношения между традиционными союзниками — Русской православной церковью, включая УПЦ МП, с одной стороны, и Коммунистической партией Украины — с другой. Как известно, КПУ последовательно защищает канонические устои православия Украины, бесстрашно клеймит неканонических «самосвятов и автокефалов», при этом вовсе не заботясь о каких-то меркантильных предвыборных интересах. Боже упаси! В этом деле КПУ руководствуется, безусловно, только учением классиков марксизма-ленинизма. Недавно лидер коммунистов Петр Симоненко был допущен к Его Святейшеству Патриарху Московскому Алексию II и во время разговора почтительно заверил Патриарха в полной поддержке украинскими коммунистами дела окончательного утверждения в Украине канонического (читай «московского») православия. (Поневоле вспоминается старая поговорка о покойниках, которые от возмущения словами или поступками живых иногда переворачиваются в своих гроба).
«І день іде, і ніч іде. І голову забравши в руки, дивуєшся — чому не йде Апостол правди і науки?»