Таких тетрадей бывших учеников у Бориса Васильевича десятки. Слова благодарности оставили на них люди разных возрастов и профессий. В основном, конечно, школьники. Но вот 40-летняя мама, решившаяся выучить язык, чтобы помочь дочке- школьнице. Восьмиклассник, сам ставший учителем папы-моряка. Врачи, учителя, рабочие…
Мне кажется, дар Бориса Клименко объясняет его весьма нестандартная биография, достойная Джозефа Конрада-Коженевского. Трудное послевоенное детство. Ремесленное училище, работа на прокатном стане. Пять лет срочной службы на флоте. Аттестат за десятилетку удалось получить в 24 года. В год окончания Сумского педагогического института ему исполнился 31…
Затем — городок Килия Одесской области: преподавал в мореходном училище, ПТУ, школах. И всю жизнь старательно учился. Это сейчас на книжных базарах и в Интернете (без которого Борис Васильевич уже себя не мыслит) можно найти любые учебники, словари, методики. А 25 лет назад редкие книги зарубежных авторов приходилось добывать с огромным трудом. Именно тогда он написал статью-воззвание к учителям «Учись учиться и учить». Опубликовать не удалось. Затеял первые эксперименты по тестированию. Зачем ему было «изобретать велосипед», спорить с методиками Минобразования, педсоветами и районо?
Вспоминая те времена, Борис Васильевич говорит, что надоела бессмысленная работа: учат-учат школьника английскому несколько лет, а на выходе — ноль. То есть рассказать несколько выученных наизусть текстов он может, а ответить на элементарные вопросы, побеседовать на бытовые темы — нет. В библиотеке Клименко десятки книг из английской классики, густо подчеркнутых карандашом. В ту далекую докомпьютерную эпоху он вручную высчитал, что 500 слов составляют как минимум половину любого произведения. Зная их и умея применять 30 правил, можно вполне сносно читать и объясняться. Так почему же школьники не могут овладеть такой элементарной базой за 500 учебных часов?
Да и кому в те годы был нужен практический английский? Нынче — другое время. Но в наших школах, кажется, ничего не изменилось. Все те же затеоретизированные программы, отбивающие у детей охоту учиться, а у учителей — учить. Оторванные от жизни тексты в учебниках. Не надо писать украинские тексты английскими словами, считает Клименко. Неужели нельзя заказать учебник канадскому или американскому украинцу? А главное, нет никакого контроля конечного результата учебы. Что касается учителей английского, то в сельских школах их катастрофически не хватает.
Сейчас много говорят о тестировании. Двадцать пять лет назад Борис Васильевич пришел к нему только для себя и не от хорошей жизни. Надо же было как- то определять уровень знаний класса, благо, школьное начальство частенько бросало его на «участок прорыва». С тех пор он тестирует народ везде, где может. Применительно к учебным заведениям — куда пускают. А пускают далеко не везде и не всегда. Многим почему-то не хочется узнать реальный уровень знаний своих подопечных.
Кстати, тест «Проба Клименко-1», проведенный в 1996—2001 годах среди учащихся 5—11 классов и лиц, имеющих среднее и высшее образование (общее количество протестированных 2227 человек), разработан на основе действующего учебника для 5-х классов общеобразовательных школ (авторы Плахотник и Мартынова) и, соответственно, проверяет уровень усвоения программы 5 класса средней школы.
Вышеуказанное количество — 2227 тестов — было выбрано из 5250 единиц тестов различных уровней трудности, проведенных в различных регионах Украины и Молдавии с 1996 по 2001 годы. Детальное ознакомление с цифрами заставляет думать о том, что не все ладно в преподавании английского у нас в стране.
За годы учительства у Бориса Васильевича сложилась собственная методика. По крупицам отбирал он наиболее приемлемое для наших условий из зарубежных и отечественных источников. Но основу составил личный богатейший опыт. В основе — все те же 500 слов и 30 правил. Понять «технологию» функционирования английского языка помогают шесть сравнительно простых таблиц. За кажущейся простотой — почти сорок лет педагогического труда. Она выверена на сотнях учеников, которые не просто получили элементарные знания — поняли, как учиться.
Например, известную в английских грамматиках «решетку времен» Клименко сделал цветной. Это помогает ученику наглядно понять разницу между временами, почти автоматически ставить вопросы и давать ответы.
В целом методика рассчитана на 150 учебных часов. Но, как показал опыт, уже через 15—20 уроков человек, независимо от возраста, осознает принцип обучения. Дальше можно учиться самому, было бы желание. Это делает методику особенно актуальной для сельской местности, не богатой педагогическими кадрами и нормальной учебной базой. В этом и видит Борис Васильевич главную задачу педагога: сделать ученика независимым, показать, как можно учиться самостоятельно. Очень пригодилась бы она и учителям в роли своеобразной «шпаргалки», которую можно применить на любом этапе учебы.
Сейчас он мог бы жить спокойно и обеспеченно. В школу ходить не надо — пенсионер. В городе, да и во всем Придунавье знают: все персональные ученики Бориса Васильевича без проблем поступают в вузы, находят работу за рубежом. Многие хотели бы брать у него частные уроки. Но он нынче уроков частных не дает. Не потому, что денег много. Времени мало. Неугомонный Клименко как итог многих лет творчества, сухо именуемый по научному «дидактико-методический комплекс», получил авторское свидетельство Министерства образования и науки. И сейчас занят патентованием своего метода. Он надеется, что дело всей его жизни послужит людям не только в придунайском городке и его окрестностях.
…А Джозефа Конрада в начале этих заметок автор вспомнил не только для красного словца. В биографии Клименко после окончания института были не только учительские будни, но и моменты поярче, чем в сталепрокатной юности. Например, роль переводчика-инструктора в крымском спецлагере для наших «братьев из солнечной Африки», изучавших там марксизм и подрывное дело. Или командование шлюпочными походами в мореходном училище. Хобби у него для школьного учителя тоже несколько необычное — виндсерфинг. На утлой доске — навстречу ветру и волнам! С таким характером поневоле что-нибудь изобретешь.