Юбилейный саммит СНГ завершился. Президент России Владимир Путин на итоговой пресс- конференции призвал коллег, как передало агентство РИА-Новости, повысить реальную отдачу от СНГ, отладить четкую координацию внутри Содружества, заявил о необходимости вести не декларативную, а реальную политику, предоставить широкую зеленую улицу экономическому сотрудничеству. Путин объяснил наконец и то, зачем нужно СНГ — для поддержания стабильности и обеспечения экономического роста. Наверное, более точным он был на открытии саммита, говоря об СНГ как о «необходимом интеграционном механизме». О необходимости наполнения Содружества реальным содержанием говорится из года в год. Ничего нового не было и в заявлениях о необходимости углубления экономического сотрудничества, создания зоны свободной торговли, как и в заявлениях президентов о необходимости сохранения СНГ без четких указаний — зачем, во имя какой цели и каковы имеющиеся альтернативы.
Президенты стран СНГ призвали к единению усилий в борьбе с терроризмом (премьер-министр Украины Кинах также отметил, что Украина будет активно сотрудничать по всем направлениям деятельности с Антитеррористическим центром СНГ), и объявили, что СНГ имеет значительный положительный потенциал.
Интереснее были итоги для отдельно взятой Украины. Саммит прошел под аккомпанемент начинающегося года Украины в России. Поэтому неудивительно, что выступления президента Кучмы и премьера Кинаха в первую очередь были посвящены украинско-российским отношениям. И из них можно было узнать много нового. Например, что Украине лучше принимать участие в качестве наблюдателя в Евразийском экономическом сообществе, чем не принимать. Что Украине и России необходимо наращивать экономическую интеграцию. Что для Украины отношения с Россией и Европой одинаково важны. По словам премьера Кинаха, Россия впервые может оплатить часть газового транзита в валюте.
Кроме того, Леонид Кучма в ходе расширенного заседания глав государств СНГ пригласил группу наблюдателей от СНГ на предстоящие парламентские выборы в Украине, о чем сообщил замначальника управления информации и связей с общественностью администрации президента Украины Андрей Чирва в интервью журналистам. Предложение Кучмы было, по словам Чирвы, поддержано единогласно.
В целом создалось впечатление, что время, по которому стоит измерять проходящие в СНГ процессы — московское.
Вадим КАРАСЕВ, политолог:
— Юбилей СНГ происходит на фоне существенной трансформации постсоветских элит, преодоления экономической депрессии и выхода на траекторию экономического роста, существенного изменения контекста международных отношений и глобальной политики. А также реализации Россией новой внешнеполитической доктрины и стиля Путина.
Если говорить об истории формирования СНГ и его технологических особенностях, то по сути оно возникало как организация для проведения реактивной политики: урегулирования экономических и энергетических проблем, региональных конфликтов малой интенсивности, нейтрализации потенциальных очагов вооруженных столкновений (Приднестровье, Карабах). В сущности, СНГ функционировало на протяжении этого десятилетия как коллективная организация. Тем не менее по содержанию это был «зонтик» для двусторонних отношений. Встречи СНГ использовались высшими постсоветскими лидерами для разрешения споров в двусторонних отношениях.
Если рассматривать проблему СНГ в геополитическом контексте, то десятилетие СНГ представляло собой площадку для позиционной игры, представляемой тремя основными игроками. Первый игрок, который и прежде наблюдал за развитием СНГ — это Евро-атлантическое сообщество (США, НАТО, Западная Европа), для которого главным в это десятилетие являлась политика сдерживания России в роли новой европейской периферии, и недопущение рисков возрождения СССР в рамках постсоветского пространства. Другой игрок — это сама Россия, стремление которой заключалось в том, чтобы преодолевая внутренние катаклизмы и кризисы, нейтрализовать риски территориальной, экономической и культурной изоляции, не стать периферией для высокой глобальной политики. Третью группу игроков составляют другие страны СНГ, для которых важно было сохранить базу для выстраивания двухсторонних отношений и сохранения внутриполитической стабильности. Главным для этой группы государств было не допустить как резкой интеграции СССР, так и резкой дезинтеграции постсоветского пространства, что чревато было для постсоветских элит утерей политического контроля и нарушением социальной стабильности.
Несмотря на слабо структурированные отношения внутри СНГ, на то, что это была организация дискуссионного характера, все-таки удалось достичь главного — нейтрализовать угрозу югославского сценария, распада и «балканизации» политики на постсоветском пространстве.
Перспективы СНГ необходимо рассматривать в контексте новой роли России в современном геополитическом раскладе и в новом антитеррористическом контексте современных международных отношений. Это очень вероятный сценарий, учитывая тот темп, который Россия предложила соседям. Разумеется, пока лишь пишется черновой проект новой структуры мира и геополитики, но некоторые направления и тенденции уже очевидны. Понятно, что основным доминирующим геополитическим трендом новой структуры международных отношений является развитие образований, ответственных за стабильность, антитеррористическое сдерживание, нейтрализацию религиозно-фундаменталистских вирусов в зонах жизненно важных интересов коалиции во главе с США. Это основной контекст, в котором дальше будет проходить эволюция СНГ. В рамках СНГ остаются те же игроки, но это уже будет другая игра, с другими целями.
Для США и их европейских партнеров важна сегодня ревизия основных точек террора, угроз и глобальных рисков. Поэтому США заинтересованы в выстраивании новых осей безопасности во главе со своими основными партнерами. Это может быть постсоветский субрегион, Ближний и Средний Восток, Передняя Азия и. т. д. То есть, те стратегические зоны и точки, где возможны новые террористические угрозы и религиозно-фундаменталистские вызовы. По моему мнению, вокруг СНГ сейчас выстраивается игра на восстановление под мягким американо-российским контролем постсоветского пространства в форме единого стратегического региона с российским лидерством при сохранении национально-государственных суверенитетов стран СНГ.
С точки зрения переключения функций СНГ на иные задачи в связи с террористическими угрозами страны СНГ вместе с Россией будут, по аналогии, подключены к реализации «Боннского сценария», когда в Евро- атлантическое сообщество были включены ФРГ и Япония. То есть СНГ может стать площадкой для мягкой реинтеграции постсоветских стран с российским лидерством в систему выстраивания политики антитеррористического противовеса.
Если тенденция к европеизации российской политики сохранится, то не исключено, что будет сформирована система евробезопасности, основными сторонами которой являются США, Европа и Россия, а также формирование других осей безопасности, в частности, евразийской: от Балкан до Индонезии, где роль России, Китая и США будет доминирующей. Сейчас СНГ необходимо рассматривать также как важнейший институт коллективной безопасности стран бывшего СССР при — как это ни болезненно — лидирующей роли России. Среди локальных задач необходимо выделить создание экономического евразийского рынка, формирование общей стратегии стран СНГ при вступлении в ВТО.
Последний момент я бы назвал «износом» украинской романтической геополитики, которая на протяжении десятилетия формировала уже устаревшую доктрину евро-атлантического сдерживания России. Это обстоятельство вносит существенные коррективы в роль и задачи как украинских правых, так и всего политического политикума.