По словам заместителя начальника Управления статистики, начальника отдела переписи Госкомстата Марии Тимониной, для проведения опроса населения сформирован так называемый временный переписной персонал, состоящий из студентов, безработных, зарегистрированных в центрах занятости, учителей и других лиц, общей численностью около 250 тыс. человек, из которых 170 тыс. — учетчики. Утвержден также руководящий состав (62 тыс. человек) — заведующие переписных отделов и их помощники, контролеры. Кстати, госслужащие не имеют права быть включенными в переписной персонал. Переписной лист, вопреки ожиданиям, практически сохранит свою прежнюю стандартную форму: ряд демографических вопросов (дата и место рождения, семейное положение, количество детей и т. д.), информация о месте проживания и работе, об источниках средств существования. Дополнительно в опросный лист будут внесены вопросы о гражданстве, национальности, языке общения и статусе занятости (имеется в виду статус: работодателя, наемного рабочего или работающего «сам на себя»).
Опыт проведения переписи в октябре этого года в России продемонстрировал возможность возникновения совершенно непредвиденных осложнений. Одна из главных трудностей, с которыми пришлось столкнуться российским «переписчикам», — предвзятое отношение к ним граждан. По данным сайта www.itogi.ru, некоторые люди даже не пускали «переписчиков» в дом, опасаясь обмана или профанации. Другие же отказывались отвечать на некоторые вопросы анкеты, мотивируя это тем, что такая информация не подлежит разглашению. Весьма вероятно, что подобные проблемы возникнут и в ходе украинской переписи. Впрочем, как сообщил вчера на пресс- конференции глава Госкомстата Александр Осауленко, согласно Закону Украины «О Всеукраинской переписи населения», каждый человек, подлежащий переписи, обязан предоставить полную и достоверную информацию о себе. Однако, как сказала В. Гошовская, сейчас, когда граждане живут по принципу «мой дом — моя крепость», это может вызвать некоторые осложнения. За невыполнение этих условий, по отношению к «отказникам» могут применяться административные меры взыскания, в частности, наложение штрафа. А. Осауленко подчеркнул, что будут применяться все возможные меры для получения полной и правдивой информации, «начиная от элементарных уговоров и разъяснений». Он также не исключил возможности «показательного» наложения админштрафа на тех, кто будет категорически отказываться от переписи. Основная же ставка в этом деле, как и во всех цивилизованных странах, сделана на просвещение посредством СМИ.
Также Законом «О Всеукраинской переписи населения» будут обеспечиваться и гарантии конфиденциальности информации, полученной во время переписи. В соответствии с этим законом «первичные (персональные) и другие данные, полученные в процессе проведения Переписи населения.., не подлежат распространению без его согласия и используются только для статистических целей в сведенном и обезличенном виде».
По данным Госкомстата, храниться заполненные переписные бланки будут в специальных, недоступных для неуполномоченных лиц помещениях не менее двух лет, после чего будут уничтожены. Кстати, эти данные не смогут потребовать для своих целей ни суд, ни прокуратура, ни другие органы. Впрочем, скептиков много: как заявил вчера «Дню» народный депутат Украины Леонид Кравчук, «полностью гарантировать безопасность собранной информации — не удастся. Если, например, человек получает информацию, то в наше время купить ее совсем не сложно. Перепись будут проводить очень много людей и гарантировать то, что никто из них не поддастся каким-либо соблазнам — нельзя. Другое дело, что, на мой взгляд, завладеть каким-то образом комплексной информацией — невозможно, потому что она будет внесена в компьютерную базу и закодирована».
Остается открытым и вопрос о возможных политических спекуляциях во время проведения опроса граждан. Напомним, что летом, во время обсуждения Закона о переписи населения в парламенте ряд депутатов заявляли о том, что существует опасность того, что переписчики будут задавать вопросы и о политической ориентации граждан. Однако, по мнению В. Гшовской, это будут частные случаи, а не тенденция, «ведь все, кто хотел бы использовать перепись в своих меркантильных политических целях, отлично знают закон о выборах, согласно которому, если дело дойдет до суда, все лица или партии будут сниматься с регистрации». Л. Кравчук в свою очередь отметил, что нарушения подобного рода будут возможны, если те, кто принимает участие в переписи населения будут соответственно настроены политически или «на какую-либо идею, схему, исполнение каких-то заказов». Трудно сказать будет ли так на самом деле, однако при проведении такого большого дела как перепись населения, можно сказать, что возможно все, заявил депутат.
Долгое время также не был решен вопрос с финансированием переписи. «На ее проведение и обработку результатов необходимо около 200 млн. грн. и это по минимуму» — утверждает А. Осауленко. По его словам, из расчета на одного человека это составляет $0,7, хотя минимальный норматив, установленный ООН для проведения переписи, составляет $1,0. В бюджете 2001 года предусмотрено выделение лишь 94,5 млн. грн. для этих целей. Еще 18 млн. будут добавлены из резервного фонда Кабинета Министров. Недостаток средств будет восполнен за счет местных бюджетов и международной помощи. Трата выделенных на проведение переписи средств будет проходить по трем основным статьям: закупка техники для проведения обработки информации (современные сканеры, компьютеры и т. д.), отпечатка бланков (одной только бумаги потребовалось 1300 тонн) и, конечно, оплата переписного персонала, которая по европейским меркам невелика: 150–180 грн. за весь объем работы (28 рабочих дней).
Первые же результаты — количество населения страны — будут известны накануне выборов. Это, как заявила на пресс-конференции научный консультант Президента по экономическим вопросам Элла Либанова, необходимо для того, чтобы выборы прошли максимально объективно.