Сегодня, накануне завтрашнего голосования, народным депутатам предстоит определиться, отправлять ли некоторые статьи бюджета-2002 на третье чтение или принять его постатейно во втором. Накануне лоббисты различных интересов «строили» и «считали» отмобилизованных ими депутатов, определяя вероятность прохождения патронируемых предложений.
Интрига бюджетной дискуссии, по общему мнению экспертов «Дня», лежит на поверхности. Ее смысл будет определяться силой желания депутатов максимально отличиться в наращивании социальных статей бюджета, показав себя успешными защитниками интересов избирателей. По мнению экспертов, по всем раскладам на успех могла рассчитывать только поправка к предусмотренным правительством расходам на образование, за которую высказывались практически все фракции и на всех флангах депутатского спектра.
Вместе с тем, как сказал «Дню» перед началом бюджетной дискуссии народный депутат Александр Рябченко, в четверг до постатейного голосования может и не дойти. Поданный правительством в парламент для второго чтения проект госбюджета- 2002 предполагает доходы в размере 44,2 млрд. грн., расходы — 48,5 млрд. грн., а дефицит сохранен, как и в первом чтении, на уровне 4,3 млрд. грн. (1,7% валового внутреннего продукта). По сравнению с первым чтением Кабмин увеличил расходы госбюджета на 1,2 млрд. грн., тогда как бюджетный комитет требовал гораздо большего. И если указанные суммы в парламенте не пройдут, то правительству придется пересматривать их еще раз, готовя к повторному второму чтению. Однако на такой исход мало кто рассчитывает. По мнению А.Рябченко, только «образовательная» статья накануне выборов может стать уязвимым местом в бюджетной политике правительства. Если обнаружится дефицит необходимой гибкости, то не исключено, считает народный депутат, что из-за этого данную статью бюджета придется перенести на третье чтение — парламентарии сомневаются, что денег, предусмотренных в бюджете, хватит на уже объявленное 25- процентное повышение учительских зарплат. А такой прокол может стоить очень многих депутатских мандатов.
В разговоре с «Днем» вероятность третьего чтения бюджета не исключил и заместитель госсекретаря Минфина Василий Регурецкий. Однако, по его мнению, именно то, что бюджет построен правительством не на оптимистических, а на пессимистических сценариях, будет способствовать тому, что он будет приинят завтра. «Предложения, внесенные народными депутатами при первом чтении, во многом учтены, — считает В.Регурецкий, — но существуют разногласия в отношении образовательных программ». По словам заместителя госсекретаря, в бюджете просто нет ресурсов для того, чтобы довести эти статьи до предлагавшихся размеров. А предложенные бюджетным комитетом заимствования (на внутреннем рынке) миллиардов гривен, он считает неприемлемыми. «Отвлечь таким образом ресурсы из экономики, — утверждает В.Регурецкий, — значит, вернуться к инфляции и всему пройденному: снижению курса гривни, ухудшению макропоказателей. Выдержать их будет гораздо сложнее, чем какие-то сокращенные расходы на образование, медицину и другие бюджетные программы». Очевидно, правительство и его финансовое ведомство будут убеждать парламент в том, что с явным бюджетным недофинансированием социальных программ необходимо смириться. По мнению Регурецкого, таких ресурсов (на социальные программы) «бюджет не даст, потому, что их там нет».
Межу тем руководство парламента настроено на то, чтобы завершить бюджетную эпопею еще в нынешний четверг. Первый заместитель председателя Верховной Рады Виктор Медведчук считает, что у народных депутатов есть все основания принять законопроект о государственном бюджете на 2002 год во втором чтении. В.Медведчук не исключил, что к решению этого вопроса может подключиться не только премьер, который уже «предложил свои услуги», но и Президент. Первый вице-спикер высказал пожелание, чтобы депутаты в четверг «мудро» поступили и приняли решение. По его мнению, путем компромисса и согласования депутаты смогут принять законопроект о госбюджете во втором чтении и доработать его к третьему.
Впрочем, позицию парламентского руководства сегодня нельзя назвать монолитной. Вице-спикер Степан Гавриш во многом разделяет аргументы критиков бюджета. По его мнению, существует «неадекватность» и бюджет сохраняет монетарную политику (прошлого. — Авт. ). К тому же, проект бюджета на 2002 год не стал социальным — значительная часть социальных проектов сократилась. Этот бюджет «не стал бюджетом развития», — отметил Гавриш. «Плохо», подчеркнул вице-спикер, что не было найдена возможность финансировать сеть культуры, образования, а также возмещение утраченных вкладов граждан. По его мнению, такая бюджетная политика не соответствует и позиции Президента.
Интересную позицию накануне решающей парламентской битвы за бюджет занял глава министерства финансов. Он напомнил, что Кабмин соглашается с недостаточностью расходов на угольную отрасль, охрану здоровья, дорожный фонд и решение экологических проблем, однако в нынешней законодательной базе не может их увеличить. В противном случае, подчеркнул министр, госбюджет- 2002 потеряет свою реальность.
Тем не менее министр от имени правительства заявил о намерениях принять бюджет во втором чтении еще в четверг. Но при этом Кабмин, по словам Митюкова, надеется, что Верховная Рада в четверг рассмотрит также другие законопроекты, в частности, Налоговый кодекс, которые могут существенно повлиять на формирование госбюджета-2002. В этом случае, пообещал министр, правительство оперативно учтет новые изменения при подготовке проекта госбюджета к третьему чтению. И в этом, пожалуй, также одна из интересных интриг нынешнего обсуждения. Дело в том, что эксперты Минфина утверждают, что положения Налогового кодекса в бюджете 2002 года учесть невозможно, да и нежелательно, поскольку это неминуемо приведет к дополнительному сокращению доходов бюджета. Но парламентские сторонники сильной в отношении социальных программ бюджетной политики правительства являются одновременно и приверженцами ускоренного принятия нового Налогового кодекса. И, чтобы использовать их ресурсы для поддержки правительственных позиций, Кабмин, по некоторым сведениям, может поддержать предложения, в соответствии с которыми в четверг будет рассмотрен сначала Налоговый кодекс, а затем бюджет. Такой поворот бюджетной интриги, при котором на бюджет у парламента может просто не хватить времени, пока что еще никто не комментирует.