Семья как во Франции, так и в Украине и отношение к ней являются одним из наиболее чувствительных моментов, можно сказать, экзистенциальной женской дискриминации. Молодые девушки — преимущественно это были студентки французской филологии — говорили, что они не ощущали дискриминации по отношению к себе, как к лицам женского пола. Но украинская писательница, которая участвовала в дискуссии, отметила, что она не имеет проблем с изданием своих произведений, но она как женщина, имея двух детей, имеет большие проблемы с работой над своими текстами. Тогда как для мужчины наличие детей отнюдь не является препятствием для творческой самореализации. И присутствующая в кафе французская писательница Анни Эрно с огромным пониманием отнеслась к замечанию украинской коллеги. Чувствовалось, что проблемы сочетания реализации женщины в семье и вне семьи одинаковы как для постсоветской Украины, так и для демократической Франции.
Обсуждалась такая острая для украинских и вообще постсоветских женщин тема, как аборты и средства контрацепции. Дискуссия в обществе велась без ложной стыдливости, и это свидетельствует о том, что эпоха открытого обсуждения наиболее интимных, однако и наиболее болезненных вопросов пришла наконец и в Украину. Французские женщины назвали появление доступных средств контрацепции значительно более весомым фактором эмансипации женщины, чем усовершенствованное законодательство. Ведь освобождение женщины от бремени нежелательных беременностей не только отводит от женщины угрозу ужасных болезней, но и лечит общество от лицемерной двойной морали, когда мужчине якобы «разрешено», а женщине — нет. Но пока что женщина в Украине (по официальными данным) делает в течение своего репродуктивного периода от пяти до двадцати абортов. И этот ракурс украинской жизни является особенно непонятным для французской стороны. Говорили о необходимости воспитания сексуальной культуры, которое должно начинаться задолго до начала половой жизни. Особенно важной является половая культура мужчин. Ибо только тогда позитивный результат возможен, когда мужчина будет остерегаться нежелательных беременностей своей партнерши так же тщательно, как и она. В этом отношении западные мужчины в своем большинстве находятся на высшей ступени культурной лестницы, чем украинские.
Но это не значит, что взаимоотношения украинских женщин с западными мужчинами, и если таковые будут возникать, будут всегда полны гармонии. Во время дискуссии было отмечено, что многочисленные браки, которые в последнее время заключаются между западными мужчинами и постсоветскими женщинами, не всегда являются счастливыми. Западные мужчины направляют свои матримониальные поиски на территории малоимущих стран, потому что недовольны своими соотечественницами, слишком эмансипированными, которые очень хорошо знают свои права. И хотя Лиана Гийом, писательница и жена советника по вопросам культуры посольства Франции господина Оливье Гийома, отметила, что «украинская женщина является западной женщиной в своей душе!», но факт остается фактом. Брачные агентства, действующие в Украине, получают письма от женщин, которые мечтают выйти замуж за более-менее богатого западного мужчину, и не имеет значения, если он не первой свежести и не поражает мужской красотой.
И опять в ходе дискуссии был поставлен вопрос, который в свое время ставила Симона де Бовуар: «Чтобы стать женщиной, достаточно ли родиться ею?» По-видимому, таки нет. Дорога к тому, чтобы стать женщиной, именно такой женщиной, которая является личностью, а не вещью, идет через женский бунт, когда женщина однажды поймет: она больше не будет мириться ни с мужчиной, который угнетает ее, ни с мерзким начальником на работе, ни со своим второстепенным статусом в обществе. Да, сразу не удастся все преодолеть, но Женщина как личность начинается именно с бунта.
Говорили о женственном характере украинских мужчин и о традиционном украинском матриархате. Украинские участники дискуссии — как женщины, так и немногочисленные мужчины — признавали, что сегодняшнее неблагополучное украинское общество тянут именно женщины. Они и воспитывают детей, и зарабатывают на них, ибо, кроме них, этого никто не делает. Украинские женщины не знают, что такое депрессия, оставив эту модную болезнь украинским мужчинам.
Так неужели все проблемы украинской женщины сводятся к тяжелой экономической ситуации? И именно бедность делает из украинской женщины вещь, а не личность? В дискуссии участвовало немало молодых девушек, которые не принадлежали к семьям «новых украинцев», но все они образованы и хорошо владеют иностранными языками. Они утверждали, что женщина, так же, как и мужчина, является личностью, а никак не вещью. Всегда надо пытаться не подчиняться обстоятельствам, искать выход.
Да, экономическая ситуация в Украине является очень неблагополучной, и считается, что женщины больше всего страдают от нее. Особенно тяжело женщинам из регионов. Преимущественно, именно они являются клиентками и брачных агентств, и полукриминальных агентств по трудоустройству, которые предлагают нелегальные работы в западных странах. Нередко такие женщины оказывается в рабстве, из которого не могут выбраться. Конечно, женщины, которые попали в такую ситуацию, являются отнюдь не личностями, а вещами. И к тому же, вещами не весьма ценными.
Женщин в Украине много, и все они очень и очень разные. Так же, как и женщины Парижа, описанные тем же Андре Моруа: «Это недосягаемо красивые дамы в дорогом ресторане, и это девушки из пригорода, которым в метро негде сесть». И если мы уже вспомнили знаменитого француза, чья строка дала название украинско-французской дискуссии, то интересно и правильно было бы напомнить, как именно развил он эту мысль: «Женщина может быть вещью и личностью. Она — личность, если хранит независимость от мужчины, которого любит, самостоятельна во взглядах и планах, госпожа своего тела и мыслей. Она — вещь, если позволяет обращаться с собой, как с вещью».