Все изменилось с момента, когда был подписан закон о выборах. Отсутствие возможности «подстраховаться», выдвигаясь одновременно по партсписку, поставило политиков перед жестким выбором. И потянулись к забытым еще вчера окрестностям кавалькады качественных автомобилей, местные начальники почувствовали потребность в себе, провинциальные СМИ готовы к увеличению рекламных поступлений. Поход «на округа», как и ожидалось, возглавили наиболее серьезные народные избранники, которые не принадлежат к верхушке Компартии, единственной, чей список, как Госстрах, дает гарантию.
Перед каждой из политических групп, которые желают сохраниться после 31 марта, встал вопрос — куда направить главные усилия, на повышение рейтинга партии или на максимальный результат в округах? Второй вариант выглядит проще, реальнее и, что важно, дешевле. Партии без реальной идеологии, сформированные влиятельными людьми по признаку «свой- чужой», не могут пока хоть как- то зацепиться за память избирателя, несмотря на немалые средства, израсходованные на оплату услуг имиджмейкеров. Краткосрочные инвестиции в партийный имидж оказались неэффективными, а точнее, пропали зря. Парламентские «авторитеты» дружно вернулись к своим избирателям в округах, которые, если верить тому же Александру Волкову, просто умоляют не оставлять их, горемычных, смиренно упрашивают вернуться на электоральную родину и дать благодарным избирателям возможность еще раз за них проголосовать. Список известных политиков, заявивших о желании избираться мажоритарно, растет просто на глазах. От «трудовика» Деркача-младшего до руховца Зварича все больше депутатов заявляют о намерении не обременять собой будущие партийные списки.
Хотя движение наметилось в одну сторону, причины его диаметрально противоположны. Отметим две основные. Для серьезных политиков-центристов, а также деятелей министерского ранга, которые не против получить на всякий случай депутатский мандат, составить партийный список оказалось делом нереальным. Наличие амбициозных, влиятельных и небедных кандидатов на порядок больше пропускной способности созданных ими на скорую руку партий и блоков. Оно почетно, ясное дело, возглавить партийный список. А результат? Идти в парламент во главе списка «трудовиков», «регионалов», «аграрников», «демсоюзовцев» или народных демократов равнозначно если не попытке политического самоубийства, то, во всяком случае, получению электоральных повреждений, которые приведут к серьезному расстройству политического здоровья. Представте картину, когда многочисленные потенциальные лидеры «За единую Украину» выталкивают друг друга в партсписок, твердо стоя на хорошо подкормленной почве осваиваемого для собственного избрания округа. Скорее всего, придется торговаться, предлагая своим лидерам в случае непрохождения по списку что-либо не ниже министерских портфелей.
Противоположная картина в лагере любителей Ющенко. Там за места в списке такая потасовка, которая центристам и не снилась. Последним хитом дискуссий правых является предложение: если ты такой авторитетный и рейтинговый, иди себе на округ, а место в списке оставь нам, не таким популярным. И здесь ведущим нацдемократам неизвестно как себя вести: если боишься идти на округ, значит, незачем в список идти?
Таким образом, имеем две противоположные картины. Из лагеря центристов в списки выталкивают, а в лагере правых выталкивают в округа. Конечно, верить политикам на слово сразу не стоит. Еще не один раз потенциальные нардепы изменят свои позиции, решая, кому именно выполнять команду: «Разойтись по округам!» Только коммунистов это не касается. Им в округах делать нечего. Один мой знакомый комунист- списочник набрал в 1998 году на выборах в горсовет областного центра аж... 120 голосов. Поэтому он дисциплинированно ожидает места в списке. Расходиться некуда.