Америка официально вступила в стратегический союз с Узбекистаном, что, несомненно, придаст геополитической карте Средней Азии новый вид. И хотя Соединенные Штаты старались тихо, не привлекая внимания, снискать расположение государств Средней Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана) с тех самых пор, как они откололись от Советского Союза десять лет назад, еще несколько недель назад военное присутствие США так близко от южной границы России было совершенно немыслимым.
Военное присутствие США в Узбекистане является важным показателем того, что геополитические правила второй половины ХХ века больше не господствуют в современном мире. «Холодная война» и «пост-военный» период, определенно, подошли к концу. Стихийные и далеко идущие для всего мира последствия террористических актов 11 сентября являются, конечно же, главной причиной происходящего, притом, что многие из этих последствий пока еще не проявились.
Прогнозировать развитие новых отношений Америки со Средней Азией и значение этих отношений для геополитики региона не представляется возможным. Никто сейчас не в состоянии предсказать, как долго продлится интерес США к Узбекистану, и захочет ли Америка распространить свое влияние и на другие страны Средней Азии. Многое будет зависеть от хода сухопутных военных операций в Афганистане и также от того, сменит ли военное присутствие США наблюдательная миссия ООН, вроде работающей сегодня в Косово.
Если в будущем регион останется без международного военного присутствия, США могут захотеть сохранить свое присутствие в нем навсегда. При таком сценарии Узбекистан мог бы сыграть для Соединенных Штатов такую же роль полезного соседа, какую Пакистан играл в последние годы «холодной войны». И даже если США действительно уйдут из региона, военный баланс в Средней Азии, похоже, все равно изменится, поскольку США, по-видимому, серьезно собираются предложить Узбекистану долгосрочную военную помощь в качестве вознаграждения за согласие последнего стать плацдармом для военного вторжения Соединенных Штатов в Афганистан.
Чтобы ни произошло, Узбекистан будет продолжать отдаляться от России в военном плане, что явно не понравится президенту России Владимиру Путину. Однако степень его недовольства будет зависеть от характера развития отношений между Россией и НАТО. В конце концов, вопрос о будущей военной базе США в Узбекистане не должен сильно обеспокоить российскую политическую элиту, если Москва сама собирается со временем стать членом НАТО. Эта идея, казавшаяся когда-то абсолютно нереальной, стала предметом серьезных дебатов и дискуссий в течение последних недель.
Президент России прекрасно понимает и скрытый принцип «услуга за услугу», заложенный в отношениях России с США. Это выражается в следующем: использование Вашингтоном Узбекистана в качестве опорного пункта для защиты стратегических интересов США в Средней и Южной Азии обеспечивает пространство для аналогичного маневрирования России в Чечне, а, вполне вероятно, также и в Грузии. Это может лишь частично ослабить недовольство России по поводу понижения ее статуса на территории, которую она привыкла считать своей, но в то же время позволит ей заняться своими собственными стратегическими интересами.
Военное присутствие США в Средней Азии представляет еще больший потенциальный интерес для Китая — страны, которая, как и Россия, будучи одной из шести стран-участников Шанхайского Форума, имеет договор по безопасности с Узбекистаном. Несомненно, уничтожение Соединенными Штатами Осамы Бен Ладена и его многонациональной террористической сети в Афганистане выгодно Китаю, который сможет использовать это как удобный повод для нанесения первого упреждающего удара по уйгурским сепаратистам в юго-западных районах страны и другим мусульманским диссидентам Китая.
Однако заинтересованность Китая в стабильности отношений между бывшими советскими республиками Средней Азии носит отнюдь не краткосрочный характер. Энергоресурсы данного региона сделают его объектом постоянного внимания внешней политики Китая в течение последующих лет и десятилетий. На данный момент, однако, защита своих экономических интересов в Средней Азии и гарантия того, что ни один из врагов Китая не получит убежища на территории этих стран, кажется, вполне удовлетворяет китайское правительство.
В то время как экспансия США в Среднюю Азию не окажет негативного воздействия на стратегические интересы России и Китая, соседи Узбекистана обязательно почувствуют, что их будущая безопасность и силовой баланс в регионе подвергнется значительному риску из-за практически неизбежного усиления военной мощи Узбекистана — вполне предсказуемого побочного результата сотрудничества с США.
Кстати, президент Узбекистана Ислам Каримов, похоже, давно считает, что призвание и судьба его страны заключается в доминировании в Средней Азии. Лидеры соседних стран рассматривают воздвигнутый недавно в центре Ташкента памятник древнему завоевателю Тамерлану как прямое предупреждение всем им. Многие начинают опасаться, что американское оружие только подольет масла в огонь узбекских амбиций. Проект Синдикат для «Дня» Марта БРИЛЛ ОЛКОТТ, ведущий научный сотрудник Фонда Карнеги, США. Марта БРИЛЛ ОЛКОТТ