Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Никита ХРУЩЕВ: «Киевский телецентр будет в центре Крещатика...»

2 ноября, 2001 - 00:00

Строительство Киевского телецентра началось в 1949 году. В Государственном архиве Киева хранится решение исполкома горсовета за № 695 от 18 апреля 1949 года «О строительстве в Киеве телевизионного центра», в котором указывалось, что «согласно постановлению Совета Министров Украины и ЦК КП/б/У от 15 декабря 1948 года начинается строительство телецентра, которое обеспечивало бы проведение студийных и нестудийных кинотелевизионных передач».

Место для киевского телецентра выбирал лично Никита Хрущев, который тогда был партийным и хозяйственным руководителем Украины.

Из воспоминаний руководителя послевоенного киевского телестроительства Константина Алексеева (позже — директора телецентра, заместителя председателя Гостелерадио Украины):

«Решили строить в Киеве телецентр, возможно, благодаря Н. Хрущеву. Понимаете, потому что он посмотрел: в Москве телевидение работает, в Ленинграде — также. А чем Украина хуже? И вот благодаря ему Сталин и распорядился выделить для строительства 43 миллиона рублей — в то время это были большие деньги…

…Когда шло строительство, то не было дня, чтобы я не бывал в ЦК партии или в Совете Министров. Ежедневно отчитывался… Давили? Ха, не то слово!..»

Был спроектирован и построен большой телевизионный павильон (студия «А») на 270 кв. м, но сначала введен в действие малый (студия «Б») на 150 кв. метров. Характерно, что в отличие от Шаболовского телецентра в Москве киевский оснащался исключительно отечественным оборудованием. И дело здесь не в ультрапатриотизме.

Оборудование для реконструкции московского телецентра, которое было создано на современной основе «отцом электронного телевидения» Владимиром Зворыкиным (эмигрантом из послереволюционной России), поступало еще согласно заключенным во время войны контрактам из американской фирмы «Радио корпорейшн оф Америка». Во время же сооружения телецентра в Киеве в разгаре была «холодная война», и какой-либо контакт с американскими телевизионщиками прекратился. Поэтому пришлось изобретать все свое, благодаря чему послевоенный киевский телецентр стал пионером в области техники ТВ не только в СССР, но и в Европе. В частности, он был первым, который с самого начала создавался уже с развертыванием изображения на 625 строк (этот разработанный еще в годы войны в СССР стандарт вскоре был принят в Европе и в большинстве стран мира).

Изучение архивных материалов, беседы с ветеранами киевского ТВ дают основание прийти к выводу, что днем послевоенного возрождения телевидения в Киеве следует считать 6 ноября 1951 года, а первой официальной передачей — демонстрацию художественного фильма «Велика заграва». Ясное дело, что в преддверии 34-й годовщины Великого Октября, которой и посвящался пуск третьей в СССР — после Москвы и Ленинграда — и первой в союзных республиках студии телевидения, только и мог быть показан такой «революционный» фильм.

Кстати, с этой октябрьской годовщиной в Украинском телевидении связано еще одно событие. Исследователь УТ Валерий Цвик пишет: «Еще не были оборудованы студийные павильоны. Еще не были утверждены штаты творческих работников. Но 7 ноября при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС), за пультом которой находился не телевизионный режиссер, а инженер-связист, был показан парад войск и праздничная демонстрация трудящихся в честь 34- й годовщины Великого Октября. В то время в Киеве было 662 телевизионных приемника».

И действительно, такая трансляция была проведена в тот день. Причем приоритетно, ибо первый октябрьский репортаж с Красной площади в Москве состоялся только в 1956 году. Однако в приведенной цитате есть одна существенная неточность: никакой ПТС не было (в Киеве первая передвижка появилась в мае 1954 года). Способствовало же такой оказии... расположение Киевского телецентра. Как известно, тогда он находился на Крещатике, 26. В 1951 году облицованное белым станиславским известняком его четырехэтажное здание выходило фасадом непосредственно на главную столичную магистраль. Дом расположили немного в глубине улицы, но перед ним не было зданий сельхозминистерства, магазина «Мистецтво», возведенных несколько позднее. Поэтому первые послевоенные киевские телевизионщики (нужно им отдать должное — люди смелые и рисковые) прямо из студии выкотили две телекамеры на Крещатик и включили их в эфир во время парада и демонстрации. Конечно, это не был хорошо известный по следующим десятилетиям подобных празднично-ритуальных действ репортаж: не работали ни операторы за камерами (на их местах стояли техники), ни режиссер за пультом, ни комментаторы. Скорее всего, это можно считать «техническим прогоном» (есть в телевизионщиков такой термин) с выходом в эфир. Но факт проведения в тот день внестудийной первой трансляции в Киеве остается неоспоримым.

Что же касается количества телевизоров — «КВН-49» с наполненной дистиллированной водой линзой перед небольшим экранчиком или «Ленинград Т- 2», то, действительно, в ноябре 1951 г. у киевлян их было 662. На улице Ярославской, 32 открылась тогда же первая специализированная мастерская, которая регистрировала и подключала телевизоры (это радиотелевизионное ателье, хотя и весьма «модернизованное», существует до сих пор). История оставила нам имя первого клиента, который зарегистрировал здесь свой телеприемник, — полковника в отставке С.Федоровского. Кстати, «приписка» телевизоров была обязательной, ведь за пользование аппаратом абонент должен был ежемесячно платить по 10 рублей (этот налог отменили только с 1961 года, когда проходила хрущевская денежная реформа).



1 мая 1952 года впервые из единственного тогда действующего на Киевском телецентре малого павильона («студия Б») транслировался в эфир большой концерт, в котором приняли участие солисты столичного оперного театра им. Т.Г. Шевченко Элеонора Томм, Нина Костенко, Юлия Чурюкина, Николай Евстий и популярные тогда актеры ленинградской эстрады Шуров и Рикунин. Вела концерт первый диктор Украинского телевидения Новела Серпионова.

В середине 1952 года введен в действие второй на Киевском телецентре аппаратно-студийный блок — «большой павильон» № 1 площадью 270 кв. м. (в течение следующих четырех десятилетий он так и оставался крупнейшим в телевизионном комплексе на Крещатике, 26). Тогда у жителей столицы уже было более 2 тысяч телевизоров. Появились телеприемники в окружающих селах. Отметим, что тогдашняя киевская телебашня высотой в 180 метров, увенчанная еще 12-метровой турникетной антенной, была сооружена на холме сразу за зданием телецентра по ул. Мало-Подвальной (нынче Бориса Гринченко). Она предназначалась для передачи двух программ с зоной уверенного приема их на расстоянии до 60 — 70 километров. Но желание любителей ловить «картинку из Киева» было столь огромным, что умельцы конструировали замысловатые приемные антенны, ставили их высоко над крышами и принимали передачи даже в Житомире — в 130 километрах от столицы.

Первые шаги киевского телевидения были под повседневным контролем правительства республики. Совет Министров Украины специальным постановлением от 31 октября 1952 года наметил ряд мер для завершения строительства и оснащения Киевского телецентра и в то же время, как было принято в те времена, указал «пути формирования телевизионных программ». Поэтому в ноябре 1952 года первая очередь столичного ТЦ была принята в постоянную эксплуатацию, и с тех пор начались регулярные передачи Киевской студии телевидения.

Как здесь не провести горькую аналогию еще с одной телевизионной новостройкой в Украине — но уже через четыре десятилетия после тех первых послевоенных лет. Речь идет о начатом в 1983 году и не полностью завершенном до сих пор строительстве нового аппаратно-студийного комплекса телевидения на Сырце в Киеве.

А как же дальше с 50-х годов развивалось телевизионное строительство в Украине? Конечно, в первую очередь встал вопрос о «домашнем экране» в «первой пролетарской столице Украины» — Харькове. Кстати, здешние энтузиасты под руководством инженера В.С. Вовченко еще в начале 1951 года создали городские любительские телецентры и вели пробные передачи. В то же время под студии и аппаратные переоборудовались некоторые помещения в построенном еще в 30-е годы модерном комплексе Госпрома. В 1955 году его высотную башню увенчала антенна — и с тех пор начала действовать вторая в Украине Харьковская студия телевидения. А потом развертывается бурная телефикация республики. Правда, следует отметить, что четкие критерии необходимости сооружения программных телецентров и расположения их на территории Украины в середине 50-х годов еще не были выработаны. Так, М.П. Пащин в начале 1955 года писал: «В Украинской ССР заканчивается строительство телецентра в г. Сталино (нынче Донецк. — И.М. ). В Днепропетровске, Одессе, Львове и Ялте также будут свои телецентры, а в Чернигове, Запорожье, Ворошиловграде (ныне Луганск. — И.М. ) и Кривом Роге — ретрансляционные станции, которые свяжут эти города с отдельными телецентрами».

Конечно, трудно понять, почему в Крыму сначала планировалось создать телестудию не в областном центре Симферополе, а в курортной Ялте (возможно, образцом послужил аналогичный подход «старшего брата»: строительство телецентра в Пятигорске и отсутствие его в столице края Ставрополе?). Правда, в конце концов, у нас все же победило мнение в пользу Симферополя. Хотя в то же время в другом конце полуострова, в Керчи, все же сделали миниатюрный примитивный телекомплекс, который несколько лет выходил в эфир. Подобным же образом существовало телевидение в Конотопе (1961 —1968 годы).

Анализируя этот этап телефикации, следует обратить внимание на неравномерность размещения на территории Украины программных телецентров. Главным образом строились они в крупных индустриальных центрах, к тому же (особенно в 50-е годы) — преимущественно на востоке и юге республики. Действительно, чем можно объяснить, что своим телевидением длительное время была обделена такая большая область, как Полтавская? И уже совсем был исключен из планов собственного телепроизводства огромный регион западнее Киева (Житомир, Винница, Хмельницкий, Ровно, Тернополь, Луцк). Возможно, объяснением этому будет служить факт, который раньше, практически, никогда не отмечался в нашей научной литературе (и периодике также). Дело в том, что вопрос об открытии любого органа массовой информации (от заводской многотиражки, «вечерки» до телестудии включительно) решался исключительно только в ЦК КПСС. Поэтому, наверное, московские идеологи считали, что беспокойному Западу Украины достаточно и двух- трех телестудий на 10—12 областей. Свое телевидение в этих областях появилось только в начале 90-х гг., фактически — во время независимой Украины.

Телевидение, которое ныне стало всепланетарным явлением, начиналось во всем мире как чисто региональное, было исключительно местным. Только потом, с созданием кабельных и радиорелейных линий, с появлением спутниковой связи, оно преодолело тысячекилометровые пространства, объединяя человечество, по словам известного канадского теоретика электронных масс-медиа М. Маклюена, в единое «глобальное село».

ИВАН МАЩЕНКО, исследователь истории телевидения
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ