Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

Как отразится на вашей жизни принятие Земельного кодекса?
31 октября, 2001 - 00:00

Севастян БОЙКО , председатель фермерского хозяйства «Кузьминцы» Теофипольского района на Хмельнитчине:

— Пока точно не знаю, как именно отразится. Ибо этот документ я не только не изучал, но даже не читал. Но фрагменты скандала в парламенте видел по телевизору и возмущался очень сильно. Левые вроде бы не знают, что делается в селе. Так пусть знают: кое-где земля уже давно скупается. За гроши. Ибо у владельцев паев по-разному складывается. Пока что единственное, что я понял в вопросе о Земельном кодексе, так это то, что земля становится товаром и приобретает рыночную цену. Нет никакого сомнения в том, что эта цена будет выше сегодняшней, «теневой». Поэтому мне уже не нужно будет объяснять арендаторам, чтобы не спешили сбывать свои паи каким-то заблудам.

Николай ПОНОМАРЕВ , фермер с десятилетним стажем, Полтавская область:

— Я несколько лет боролся с разного рода чиновниками — за то всего лишь, чтобы узаконить арендованную (и оплачиваемую!) землю под моими хозяйственными настройками. Это только у нас может быть такое: построенные мною конюшни признали законными, а землю под ними, говорят, — «захватил»... Я внимательно следил за процессом принятия нового Земельного кодекса. Уверен, что земля должна быть товаром. Иначе у неё не будет и настоящего хозяина.

Юрий ТРЕГУБОВ , начальник управления земельных ресурсов Полтавского горисполкома:

— Мы так долго ждали нового Земельного кодекса... Дождавшись его принятия, даже боюсь делать какие-то выводы и прогнозы. Внимательно изучаю окончательный вариант Земельного кодекса. И пытаюсь понять: что будет выгоднее для муниципалитета — сдавать в аренду землю или продавать её? Но какие бы не возникали вопросы, ясно одно: если Земельный кодекс вступит в законную силу, то украинское общество только выиграет.

Юрий КОМОВ , вице-президент Ассоциации фермеров Крыма:

— Принятие нового Земельного кодекса — это несомненно, шаг вперед для нашей страны. Ясно, что частная собственность на землю делает крестьянина действительным хозяином земли. Без преувеличения, это то, чего ждали все крестьяне долгое время, практически всю историю Советской власти, самый верный признак того, что эра обмана крестьян со стороны коммунистов, мобилизовавших беднейшие слои народа на революцию под лозунгами «Земля — крестьянам, заводы и фабрики — рабочим!», закончилась.

Однако единственное, чего опасаются фермеры Крыма, — это то, что статус земли, которая выделена им в постоянное пользование, опять может попасть под вопросы — а стоит ли ее передавать в частную собственность, как предполагалось ранее, или считать ее арендованной у государства? Это не праздный вопрос — многие наши фермеры, учитывая то, что земля была передана им в бессрочное пользование с правом наследования, уже десять лет работают на своих угодьях и за это время вложили большие средства и труд в повышение ее плодородия. Ведь во многих случаях фермерам давали не лучшие участки. Естественно, самым рациональным решением была бы передача ее в частную собственность со всеми вытекающими из этого правами. Мы, естественно, при этом заботимся не о праве на продажу своих угодий, как некто заподозрил, а о том, что эта мера дала бы возможность без опаски улучшать землю, и только тогда мы смогли бы увидеть действительный уровень урожайности украинских черноземов, а фермеры добились бы максимального рывка в производстве и наполнении рынка продуктами отечественного производства.

Я полагаю, что за время запрета продажи земли, в стране сложится цивилизованная система ее обработки и права собственности, и бояться этого нечего. За это время будут созданы ипотечные банки, и крестьяне смогут не только приобрести технику и удобрения, но смогут вообще самостоятельно финансировать свое производство, следовательно, они снимут это бремя с бюджета, который направит эти деньги на социальные программы. Тот факт, что одно право частной собственности на землю меняет весь уклад жизни в стране, весьма отраден и радует нас. Крестьяне станут производительным классом общества, который уже никогда больше не будет зависеть ни от партийно-политического, ни от государственного своеволия, это создаст прочный базис для экономической и политической стабильности в стране, для обеспечения народа продуктами, а промышленности — сырьем. Кроме того, принятие нового Земельного кодекса радует меня не только как представителя фермеров, но и как эколога. Ведь действительный хозяин земли не будет применять экологически вредные технологии, не будет загрязнять окружающую природную среду.

Антон БУГЕРКО , председатель Дунаевецкой райгосадминистрации Хмельницкой области:

— Если уже предприняли один шаг, то давно необходимо было сделать и второй. Первый шаг — это указы Леонида Кучмы об агрореформе. Люди поверили, что стали владельцами земельных паев. Но в жизни не все так просто, разное бывает. Одна женщина владеет Государственным актом на землю, которую засевают учредители агропредприятия. Они же и урожай собирают, а владелица пая с этого ничего не имеет. Потому что не отдала в аренду свою землю этим учредителям, сама желает на ней работать. Но хозяйке не отдают ее же землю. Обивает пороги служебных кабинетов, не может добиться своего! Говорят, что законодательной базы нет. Наконец-то она есть — Земельный кодекс.

Фактов, похожих на вышеизложенный, много. Как глава администрации сельского района, знаю об этом не из разговоров и не по слухам. Где ищут правду обиженные? Да, у председателя райгосадминистрации. К сожалению, помочь им в этом вопросе было очень тяжело. Это, конечно, не содействовало подъему авторитета исполнительного органа власти, занимало очень много времени на бесплодные разговоры. Также считаю, что с появлением рынка земли, наконец-то решится вопрос о кредитовании масштабных агропроектов. Ведь до сих пор существовала проблема ликвидного залога.

Новый законодательный акт на моей жизни, по-видимому, не скажется. Потому что не владею землей. Но в жизни района предугадываю большие изменения. Конечно, положительные!

Подготовили Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День», Никита КАСЬЯНЕНКО, Виталий ЦЕБРИЙ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ