Слухи о то, что бывший секретарь СНБО Владимир Горбулин намеревается материализоваться в публичной политике при помощи лидера Демсоюза Александра Волкова, распространились еще в начале сентября. Оставалось только узнать, в каком именно качестве должна выступить одна из самых влиятельных в недалеком прошлом личностей в украинской власти, которую считали тогда мастером закулисной политики. Двадцать седьмого октября Горбулин был избран председателем «Демократического союза». Вчера он уже давал пресс-конференцию, на которой говорил, что «Демсоюз» в состоянии самостоятельно преодолеть 4%-ный барьер на выборах. Известно, что рейтинги «Демсоюза» за всеми последними опросами не превышают одного процента, т.е. в пределах статистической погрешности. Поэтому не удивительно, что на вопрос, а что же будет содействовать повышению рейтингов партии, Горбулин ответил шуткой: «Моя скромная особа».
Пауза размером в два месяца, дала, нужно думать, сторонам окончательное представление о собственных возможностях и перспективах в текущем политическом сезоне. Горбулин так и не дождался высокого назначения. Александр Волков, который до воскресенья возглавлял «Демсоюз», тоже не дождался хоть какого-нибуть роста популярности созданной и возглавляемой им партии. Далее, судя по всему, тянуть не было куда, а поэтому в воскресенье Владимира Горбулина было объявлено главой партии «Демсоюз». В партию новый председатель, как это у нас принято, вступил чуть ли не в день своего избрания лидером, а бывший председатель Волков пристал на просьбу избирателей своего округа не оставлять их горемычных и не идти на выборы за партийным списком.
Спрашивать у нового председателя партии о партийной программе никто не собирался. Да и о самой партии у ее нового главы пока что достаточно приблизительное представление. Господин Горбулин на полном серьёзе заявил, что Демсоюз имеет сто тысяч членов партии, среди которых очень много ученых.
Больше собственно о партии у председателя Демократического союза никто не спрашивал. Тем более, что большинство столичных политобозревателей имеет о партийных структурах на местах такое же, как и господин Горбулин, т.е. очень приблизительное представление. Намного интереснее было говорить о близком и понятном — взаимоотношениях внутри структур, которые расположены в районе улиц Грушевского, Институтской, Банковой. Именно там в течение последнего года можно было чуть ли не ежедневно встретить Владимира Горбулина, который ходил без охраны и не очень спешил. В политике, по его мнению, происходила «полная девальвация честности, которая угрожает национальной безопасности государства и ее будущему». Относительно блокирования с другими партиями перед выборами председатель ДС сказал, что не исключает такого. Одновременно он отрицал возможность приобщения к блоку Ющенко, заявив, что не желает быть «вторым номером» за экс-премьером. Скептическое отношение у Горбулина и к партиям блока «За единую Украину» — он окрестил его «государственной бюрократической партией» и заявил, что такие партии нигде не находили путей выхода из кризиса и долго не существовали. Хотя, сказал господин Горбулин, быть пророком и говорить, что этот блок долго не просуществует, он не хочет, а просто высказывает свое мнение.
Зато объединенных эсдеков он уважает, заявляя, что был среди учредителей самой первой социал-демократической партии. О самодостаточности Демсоюза, которой еще недавно кичился Александр Волков, теперь никто не говорит. Тогда за кем, если не за Ющенко, согласен быть вторым номером Владимир Горбулин?
Очень приятным для нового руководителя «Демсоюза» был вопрос по поводу вероятности назначения его новым министром обороны. Потенциальный министр сказал, что «воспримет такое предложение как должное» (по-видимому, вместе с полумиллионом голосов военнослужащих и членов их семей). Но здесь есть проблема. Министр обороны по закону не может быть членом партии. Значит ли это, что в случае вымечтанного назначения господин Горбулин откажется от партийного лидерства?
Реально же назначение (тяжело назвать это избранием) Владимира Горбулина главой партии выглядит отчаянной попыткой спасти этот политический проект. Замена не очень популярного в массах Волкова на известного среди киевской номенклатуры Горбулина должна показать, что у партии еще есть потенциал. Однако вообразить «серого кардинала», которым много лет был нынешний председатель ДС, в качестве яркого публичного политика очень нелегко. Особенно когда возглавляемая структура реально не может сегодня рассчитывать даже на то количество голосов избирателей, которое бы равнялось провозглашенной численности партии. Бесспорно, Горбулин является реалистом и прагматиком. Уже первая неделя работы на должности председателя ДС еще более широко откроет ему глаза на реальные избирательные перспективы. А поэтому нужен он «Демсоюзу» не столько как харизматичный лидер малопонятной идеологии, а как влиятельная личность среди наивысшей бюрократии. Задача у них общая — найти способ быть избранными в следующий парламент, не оказавшись в последнее мгновение на обочине. Как это бывает, Владимиру Горбулину очень хорошо известно.