Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Александр ЧАЛЫЙ: Борьба с нелегальной миграцией должна синхронизироваться с либерализацией визового режима

31 октября, 2001 - 00:00


Недавно назначенный госсекретарь МИД Украины по вопросам европейской интеграции Александр Чалый считает, что все необходимые сигналы, которых так долго в Украине ждали со стороны Европейского Союза, получены — время переходить к делам. Т.е., ко внутренней работе по подготовке собственной страны к интеграции.
Одним из внешних реальных шагов интеграции могло бы стать тесное сотрудничество в борьбе с терроризмом — считает Чалый, но в то же время это требует и переосмысливания Западом своей иммиграционно-визовой политики по отношению к Украине. В то же время госсекретарь Чалый уверен, что Москва вынуждена по собственным причинам понять, зачем Украине следует укреплять границу с Россией (которая, дипломатически высказался господин Чалый, «исторически не имеет надлежащей инфраструктуры»).

— Мы так хотели в Евроконференцию и наконец попали. А зачем? Что это даст украинцу?

— Украина приглашена к участию в Европейской конференции вместе с Молдовой. Это дает нам в первую очередь возможность участвовать в широком политическом диалоге со всеми странами- членами Европейского Союза и странами-кандидатами на вступление в обсуждении всех тех актуальных вопросов, которые сегодня стоят в развитии ЕС, европейской интеграции. Мы ожидаем, что получим полноправное членство осенью будущего года. Планируется, что следующее заседание Евроконференции состоится во время председательства в ЕС Дании. Процесс получения нашего членства в Евроконференции де-факто уже начался: Украина, Молдова, а также Российская Федерация были приглашены принять участие в одном из заседаний Евроконференции именно для обсуждения проблем борьбы с терроризмом. И по результатам этого заседания была принята совместная декларация, одобренная и странами ЕС, и приглашенными странами.

— Как в контексте общей борьбы с терроризмом выглядят не только новые перспективы для сотрудничества между Украиной и ЕС, но и возможности традиционной до сих пор иммиграционной и визовой политики Евросоюза по отношению к Украине? Принимается ли во внимание, что Украина уже начала ощущать на себе поток беженцев из Афганистана?

— Украина имеет что предложить мировому содружеству и в частности Евросоюзу в контексте сотрудничества по борьбе с терроризмом. В первую очередь, Украина сегодня — непостоянный член Совета Безопасности, она занимает активную позицию в ООН по этому вопросу. В первые часы после событий 11-го сентября именно в помещении украинского постоянного представительства при ООН состоялось заседание непостоянных членов СБ ООН, которые предложили первые шаги, первую реакцию на эти события. После этого Украина активно генерирует новые предложения, она предложила провести специальное заседание СБ ООН на уровне министров иностранных дел по вопросу борьбы с терроризмом, она предложила объявить 11-е сентября мировым днем борьбы с терроризмом. Мы поддерживаем принятие универсальной международной конвенции по борьбе с терроризмом.

Второе направление, которое представляется эффективным — наше сотрудничество в конкретных мероприятиях антитеррористической коалиции. Украина является ее членом, она сотрудничает с Соединенными Штатами. Сегодня мы обращаем внимание на значение гуманитарных аспектов антитеррористической акции, и здесь наши взгляды совпадают с мыслями Евросоюза. Мы предложили нашу военно-транспортную авиацию, которую можно было бы использовать для доставки гуманитарных грузов.

У нас также усиливается сотрудничество по линии правоохранительных органов и органов юстиции. Вопрос координации наших действий в борьбе с терроризмом, обмена информацией зафиксирован в итоговом документе заседания подкомитета, которое завершилось в пятницу.

Украина в течение последних двух-трех лет подчеркивала необходимость сотрудничества в борьбе с терроризмом. ЕС занимал несколько осторожную позицию по этому вопросу. Но после событий 11-го сентября ситуация изменилась, и сегодня открыты все возможности для эффективного сотрудничества для правоохранительных органов, налоговых органов, совместной борьбы с отмыванием денег и в других отраслях.

Украина также является фактором стабильности в регионе, она входит во много региональных организаций (ОЧЭС, ГУУАМ, Центрально-Европейская инициатива). И в этом контексте Украина может проводить идеологию работы, план действий ЕС по борьбе с терроризмом и в контексте регионального сотрудничества. Как раз в конце недели мы приняли председательство в ОЧЭС, и я уверен, что серьезным направлением в работе во время нашего председательства будет усиление механизмов сотрудничества стран ОЧЭС в борьбе с терроризмом.

Вопрос миграционной и визовой политики в этом контексте — весьма актуальный. Нас, и меня персонально, несколько насторожило заявление на заседании Евроконференции комиссара Еврокомисии Ферхойгена, который отвечает за расширение ЕС, о том, что необходимо сделать более жестким пограничный режим, более жестким визовый режим шенгенской зоны, проводить более жесткую борьбу с нелегальной миграцией.

Наш комментарий на это заявление был следующим: мы в принципе понимаем подобный пакетный подход. Однако мы категорически против того, чтобы все три элемента этого пакета применялись к гражданам Украины, поскольку граждане Украины не являются источником террористической деятельности. Поэтому мы считаем, что если ЕС хочет эффективно сотрудничать с Украиной в отрасли усиления режима границ, усиления борьбы с нелегальной миграцией, то такое сотрудничество должно синхронизироваться с либерализацией визового режима для граждан Украины. Мы сегодня готовы серьезно работать с ЕС, Россией, Беларусью относительно подписания пакета документов по реадмиссии, которые бы урегулировали очень серьезные вопросы, связанные с потоками нелегальной миграции. Такая политика должна также синхронизироваться со значительной либерализацией визового режима для граждан Украины.

Во время работы Евроконференции мы также ставили вопрос о предоставлении финансовой, технической помощи со стороны ЕС на обустройство наших восточных границ, которые исторически не имеют соответствующей таможенной и пограничной инфраструктуры того уровня, который бы позволял вести эффективную борьбу с потоками нелегальной миграции. В этом контексте мы находим понимание руководства Евросоюза, и во время ялтинского саммита Украины — ЕС эти темы были отмечены. Мы ожидаем, что в следующем году достигнем значительного прорыва в обустройстве наших восточных границ с привлечением возможностей Евросоюза.

— И это, очевидно, спровоцирует серьезную реакцию Москвы...

— Я так не считаю. В работе Евроконференции участвовала и русская делегация, наша позиция в определенной части совпадала с позицией РФ — в таких вопросах, как проблема реадмиссии, нахождение общих знаменателей в борьбе с нелегальной миграцией, вопрос либерализации визового режима. На сегодня, мне кажется, некоторые стереотипы, которые существовали в политике относительно борьбы с нелегальной миграцией, очень быстро меняются. Сегодня каждая европейская страна хочет иметь на своих границах эффективную инфраструктуру, которая бы ей позволяла бороться с нелегальной миграцией. И в первую очередь — Россия, поскольку ее границы, особенно южные, выходят на потенциально очень сложные в этом плане регионы. В этом контексте очевидно, что если у одного государства есть желание строить инфраструктуру для борьбы с нелегальной миграцией на своей границе, то я не могу отказывать другому государству в праве делать то же самое. На мой взгляд, 11-е сентября концептуально меняет подходы в этой отрасли.

— Возможность помощи в обустройстве границ, похоже, можно считать одним из очередных сигналов со стороны ЕС. А должны ли мы вообще ожидать каких-то сигналов, чтобы начать, наконец, работать самим ради того, что мы называем европейской интеграцией?

— На мой взгляд, мы получили значительное количество сигналов из Брюсселя, где находится штаб-квартира ЕС, и из Страсбурга, где работает Европейский парламент, относительно того, что двери Евросоюза для Украины открыты. Это — главный, на мой взгляд, сигнал.

На сегодня нам следует сконцентрироваться на внутренней работе по подготовке государства, экономики, населения к интеграции в ЕС. На сегодня главное — реализовать тот потенциал, который остается все еще нереализованным в соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, а также реализовать те требования, те стандарты, которые Евросоюз ставит к новым членам в нашей текущей внутренней жизни.

Поэтому, на мой взгляд, характерно, что Президент Украины во время празднования 10-й годовщины Независимости четко отметил, что проблемы интеграции в ЕС сегодня должны стать приоритетом не только внешней, но и внутренней политики. Это — очень важный элемент, на него направлена и реорганизация органов государственного управления. Ударение нужно делать на постоянной внутренней работе по подготовке к интеграции.

Важный элемент этого — следующие парламентские выборы. В первую очередь, от нас ожидают прозрачных, честных и справедливых выборов. На мой взгляд, сам факт, что мы завершили через определенную демократическую дискуссию принятие наиболее оптимального закона о выборах дает нам определенные надежды, что нам удастся провести выборы в соответствии с высокими европейскими стандартами.

Также я хотел бы отметить, что большое внимание в этом уделяется свободе прессы и высказываний. Мы должны обеспечить должное соблюдение национального законодательства и международных обязательств Украины в этой сфере. С целью содействия этому соответствующая помощь выделяется Европейским Союзом и Советом Европы.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ