Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Талят АЛИЕВ: Украине в Азербайджане нужно работать на опережение

18 октября, 2001 - 00:00


За прошедшие со дня провозглашения государстенной независимости (он отмечается сегодня) десять лет Азербайджану есть чем гордиться, уверен посол Азербайджана в Украине Талят Алиев. Прежде всего, вероятно, объемами инвестиций, вложенных в энергетический сектор, благодаря чему страна в короткие сроки может стать значительным источником нефти и газа для Западной Европы. Сегодняшний Азербайджан унаследовал от СССР и серьезные проблемы — конфликт в Нагорном Карабахе, который начался не на пустом месте (о предшествоваших ему событиях азербайджанцы сегодня предпочитают не вспоминать). Кстати, министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко, находящийся с визитом в странах Закавказья, заявил о поддержке Киевом территориальной целостности Азербайджана и о желании Киева принять участие в добыче и транспортировке каспийской нефти. Талят Алиев в интервью «Дню» отметил, что Украине следовало бы быть настойчивее.

— Что в Азербайджане за эти десять лет изменилось к лучшему, а что — наоборот, к худшему?

— Когда Азербайджан только начал строить свое независимое государство, он был в состоянии хаоса, на грани гражданской войны. Экономика была в тяжелейшем состоянии. Ситуацию усугубляла агрессия Армении в отношении Нагорного Карабаха.

Сегодня в моей стране стабильная внутренняя обстановка, в городах можно спокойно гулять до утра по всем улицам. По иностранным инвестициям, по уровню жизни Азербайджан сегодня занимает одно из ведущих мест в СНГ (на одного жителя приходится около $2 тыс. инвестиций, и этот показатель растет). Это, несмотря на то, что на сегодня Азербайджан потерял 20% своей территории, помимо Нагорного Карабаха, и имеет свыше миллиона беженцев.

В 1994 году президент Гейдар Алиев определил стратегию страны по добыче энергоресурсов. Результатом явилось заключение «контракта века», как его назвал тогдашний президент США Клинтон, в котором принимают участие известнейшие компании мира, занимающиеся добычей, транспортировкой и реализацией нефти и нефтепродуктов. Сейчас Азербайджан транспортирует нефть по трубопроводу Баку—Новороссийск. Построен и сдан в эксплуатацию нефтепровод Баку—Супса. В 2002 году будет начато строительство основного экспортного нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан, который будет сдан в эксплуатацию в 2005-oм. С его сдачей в эксплуатацию Азербайджан будет добывать 50 млн. тонн нефти в год.

29 сентября Азербайджан подписал контракт с Грузией по транспортировке газа сначала в Турцию, потом — по всей Европе с месторождения Шах-Дениз на Каспии. Его запасы составляют свыше 1 трлн. кубических метров. Строительство газопровода начнется в следующем году и завершится в 2004-oм. Кроме того, по расчетам, запасы другого месторождения газа, Абшерон, составляют свыше 3 трлн. кубометров газа. Для экспорта этих запасов нужны колоссальная работа, мир и спокойствие. Азербайджан эти условия создал. Президент Гейдар Алиев в прошлом году вошел в число ста крупнейших политиков мира. Азербайджан стал членом Совета Европы.

Азербайджан мог бы развиваться и более высокими темпами, если бы не армяно-азербайджанский конфликт. Азербайджан имеет полное право обеспечить свою целостность и независимость, поскольку Карабах — это исконно азербайджанские земли, и хочет, чтобы этот конфликт был решен мирным, дипломатическим путем. Азербайджан очень активно работает с Минской группой ОБСЕ. К сожалению, мы не можем сказать, что уже есть какие-то конкретные предложения. Мы надеемся, что рано или поздно они появятся, и проблема будет решена справедливо. Азербайджан в Совете Европы документально доказал, что территория Нагорного Карабаха является неконтролируемой, и является одним из основных путей распространения наркотических веществ. Там сегодня создано кладбище ядерных отходов. Уничтожены все азербайджанские памятники, ценности, школы, мечети.

— Раз уж зашла речь о ГУУАМ, то каковы, на ваш взгляд, его перспективы, учитывая, что договор о свободной торговле так и не был подписан?

— ГУУАМ стал реальностью нашей жизни. Этот союз не направлен против каких-либо стран, сегодня — это не военная, не политическая, а экономическая организация. В странах ГУУАМ проживает 90 млн. человек, которые благодаря ГУУАМ смогут улучшить условия своей жизни. Недавно в Баку проходило очередное заседание Комитета национальных координаторов, эксперты подготовили необходимые документы по свободе передвижения людей, грузов, товаров, услуг, по снятию таможенных пошлин, акцизов, НДС. Эти документы скоро в Грузии рассмотрят национальные координаторы, после чего они будут готовы к подписанию на саммите организации. Я не сомневаюсь, что ГУУАМ продемонстрирует всему остальному миру, как люди разных национальностей и религий могут вместе делать общее дело. Сейчас все идет как в нормальном цивилизованном мире — экономика определяет политику, а не наоборот. Сомневаться в ГУУАМ абсолютно не нужно, он будет работать очень мощно, очень организованно.

— ГУУАМ — не военное и не политическое образование. Может ли организация позволить себе после 11 сентября не обсуждать всерьез вопросы безопасности? А ведь это уже политика?

— Для того, чтобы ГУУАМ мог полностью обеспечить безопасность своей работы, безопасность нефтепроводов, безопасность транспортировки товаров, грузов, услуг, естественно, он обращает и будет обращать внимание на вопросы безопасности, учитывая, насколько сегодня развит терроризм в мире.

Первоначальная стадия терроризма — это сепаратизм. Нагорный Карабах. Потом началась Абхазия. В Молдове—Приднестровье. Потом — Чечня в России. Следом — Косово в Югославии. Потом — Македония. И США — казалось бы, страна, имеющая такую политическую и экономическую мощь, тоже оказалась уязвимой перед терроризмом.

Поэтому для того, чтобы покончить с терроризмом, нужно прежде всего ликвидировать очаги сепаратизма, он как явление должен уйти из жизни человечества. Имея рядом такие сепаратистски настроенные очаги, как Нагорный Карабах, как Абхазия, о которых мы можем смело говорить как о террористических, страны ГУУАМ просто обязаны обратить внимание на свою безопасность.

За последние пять-шесть лет в Азербайджане в результате терактов в автомобилях, автобусах, поездах, самолетах и в бакинском метро болeе двух тысяч человек погибло, более десяти тысяч получили серьезные увечья. Президент Алиев неоднократно сам был объектом терроризма. Президент Шеварднадзе неоднократно подвергался террористическим актам.

— Будет ли вообще ГУУАМ жизнеспособной организацией, если так и не будет реализован экспорт нефти с Каспия по нефтепроводу Одесса—Броды?

— В ГУУАМ предусматривается не только транспортировка нефти и нефтепродуктов, но и вообще огромнейшее поле деятельности. Азербайджан — за многовариантность транспортировки каспийской нефти. В феврале этого года, когда г-н Плющ был с визитом в Баку, у него состоялась встреча с президентом Государственной нефтяной компании Азербайджана Натиком Алиевым. И Натик Алиев ему конкретно сказал, что к 2006 году, когда Азербайджан будет добывать уже 50 млн. тонн нефти в год, трубопровод Одесса—Броды без нефти не останется.

К большому сожалению, в политико-экономическом подходе к строительству этого трубопровода были допущены некоторые ошибки. Здесь мог быть использован богатейший опыт азербайджанской практики. У нас сначала проводится серьезный маркетинг, определяются компании, которые будут в этом проекте участвовать, на основе тендера создается международный консорциум, и после этого начинается добыча, транспортировка и реализация. В процессе строительства нефтепровода Одесса—Броды не было создано международного консорциума, не был в достаточной мере проведен маркетинг. Труба дошла до границы Украины с Польшей — а дальше дело не пошло. Создана комиссия с участием Украины, Польши и США, чтобы быстрее довести трубопровод до польского порта Гданьск. И тогда он начнет по- настоящему работать. Он и сейчас может работать. Компании, которые покупают нефть в Супсе и Новороссийске, могут транспортировать свою нефть через нефтепровод Одесса—Броды. Для этого необходимо как можно скорее решить вопрос создания международного консорциума.

— Может ли в принципе Азербайджан предложить Украине такую же возможность, какую она получила в Узбекистане, Туркменистане, Казахстане? Имеется в виду участие в разработке месторождений нефти и газа.

— Начнем с Узбекистана. Президент Каримов неоднократно говорил — приезжайте, добывайте, увозите. Когда Азербайджан объявлял тендер и создавал международные консорциумы по разведке и добыче нефти, все страны могли в этом участвовать абсолютно на равных условиях. К глубокому сожалению, почему-то ни одна из украинских компаний не пожелала получить долю в этом консорциуме. Эта возможность сохраняется. Нужно, чтобы украинские компании действовали более активно, нужно работать на опережение.

— Какой вклад может внести Украина в урегулирование конфликта в Карабахе?

— Украина и Азербайджан на международных форумах часто выступают с единой позицией, поддерживают друг друга. Когда в Совете Европы обсуждался вопрос о вступлении Азербайджана, украинская делегация нас поддержала. В этом году, когда обсуждался вопрос о приостановлении полномочий украинской делегации, Азербайджан выступил против этой резолюции. Так что, с этой точки зрения, считаю, что это вполне возможно и необходимо. Украина уже вносит свой вклад. Президент Кучма неоднократно заявлял, что Украина готова принимать самое активное участие в переговорных процессах, поддерживая территориальную целостность и политико-экономическую независимость Азербайджана.

— Вы упомянули о миллионе беженцев в Азербайджане...

— Наличие одного миллиона беженцев для Азербайджана — это настоящая гуманитарная катастрофа. Часть этих людей переехала в Россию, в Украину, часть — в другие страны. Но основная часть продолжает жить в палаточных городках, где рождаются дети, умирают больные и старики, играются свадьбы. Там есть дети, которые не знают, что такое собственная крыша над головой. Женщины Украины, участвовавшие в работе форума ГУУАМ, когда это увидели, пообещали сделать все возможное для скорейшего прекращения конфликта. Когда в прошлом году президент Кучма был с визитом в Азербайджане, он подарил сто морских контейнеров. В них сделали окна, двери, откидные спальные места, и для людей это был настоящий дворец. Это говорит о том, насколько близко Украина принимает эту боль.

То же самое я могу сказать об Азербайджане. Когда в прошлом году в Украине не было горючего для проведения сева, Азербайджан на самых благоприятных условиях отпустил 500 тыс. тонн дизтоплива.

Конгресс азербайджанцев Украины в прошлом году подарил памятник великому Кобзарю Шевченко в городе Ирпень. А когда я встречался с мэром Киева г-ном Омельченко, он тоже сделал жест доброй воли — он сказал, что в центре Киева будет выделен участок для установления там памятника великому мыслителю Низами Гянджеви, основоположнику нашей поэзии. Сооружаться он будет за счет азербайджанских спонсоров.

Мне часто задают вопрос — почему в Азербайджане экономические реформы проходят быстрее, чем в Украине. Я отвечаю, что все очень просто. Между президентом и парламентом Азербайджана есть нормальные, необходимые для развития страны, отношения. Если президент вносит законопроект, Милли меджлис (Народное собрание) его очень быстро рассматривает, и закон претворяется в жизнь.

Беседовал Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ