Государственный научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр внутренних дел Украины ознакомил журналистов со своими возможностями по раскрытию преступлений. Впечатление от центра: нет таких преступлений, которые невозможно было бы раскрыть. Приборы, которыми пользуются эксперты-криминалисты, фантастически точные. Например, генетический анализатор, исследующий ДНК, способен выдать результат с точностью в один случай на 10 миллиардов! Если вспомнить, что на планете Земля проживает 6 миллиардов человек, то, сами понимаете, попадание «в яблочко» стопроцентное. Когда заместитель министра внутренних дел, начальник Главного следственного управления МВД Украины, генерал-полковник милиции Петр Коляда привел эти данные, сразу возник вопрос: «Если украинский ДНК-анализ настолько точен, почему же все время стоит вопрос о дополнительных анализах «таращанского тела»?
«Мы в деле исчезновения Георгия Гонгадзе якобы «находимся под подозрением», потому что нашему анализу все равно не поверили бы», — ответил Петр Васильевич.
И зря. Подобного Киевскому криминалистическому центру не было на территории бывшего СССР, к нам приезжают проводить уникальные исследования криминалисты даже из Германии. Например, в фоноскопической лаборатории установлена аппаратура, изготовленная специалистами Киевского политехнического университета, она не имеет аналогов во всем мире. Если бы сюда попали материалы «кассетного скандала», пленки Мельниченко подвергли бы лингвистическому и компьютерному анализу, точно идентифицировали голоса, аппаратуру, которой проводилась запись, обнаружили признаки монтажа и тому подобное. Опять не поверили украинским экспертам или же задание было другим: раздуть политический скандал.
Если в криминалистический центр попадает вещественное доказательство, преступнику уже не выкрутиться. Достаточно будет микроскопической доли волокна ткани, волоса, краски, любого вещества, даже следов пота, не говоря уже об отпечатках пальцев либо о пуле или гильзе от огнестрельного оружия, — со стопроцентной точностью доказывается принадлежность всего этого преступнику. Газовый хроматограф, спектрограф или лазерный микроанализатор буквально по нескольким атомам определяет состав вещества, сравнивает его с эталонным образцом. И тогда так же, как в детективах, эксперт, возможно, выдаст вердикт: «Этот костюм был пошит на фабрике «Киянка» в 1980 году». В отделе баллистических и трассологических исследований собрана огромная коллекция пуль и гильз, огнестрельного и холодного оружия. Здесь нам показали даже обрез Оноприенко, из которого он хладнокровно убивал людей.
А вообще, с начала года специалисты взрыво-технического управления центра вместе с оперативниками изъяли у злоумышленников более 5300 взрывоопасных устройств промышленного производства (гранаты, мины и тому подобное), около 460 килограммов (!) взрывчатки, 74 самодельных взрывных устройства. В учебном классе нам показали реальные обезвреженные самоделки; например, бомбу, вмонтированную в кошелек или телефонный аппарат, самодельные гранаты...
В заключение немного статистики. Сегодня 80 процентов мест совершения преступлений осматриваются экспертами. Из 394 059 преступлений, совершенных в Украине за 9 месяцев, раскрыто 79,6 процента. Умышленных убийств (их совершено 3308) раскрыто почти 93 процента. Ежегодно эксперты расследуют более 215 тысяч уголовных дел, и их результаты безоговорочно принимаются судами, как доказательства преступлений.