Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Розовый скворец «посерел»

12 октября, 2001 - 00:00


В Киеве состоялся IV студенческий фестиваль аудиовизуальных искусств «Фаст-Фест Уикенд». Судивший ученические опусы председатель жюри — грузинский актер Бадур Цуладзе — еще на фестивальном старте поспешил огласить кредо жюри этого года — субъективность оценки. В результате чего флагман минувших фестивалей — Белорусская киношкола — была скромно награждена дипломами фестиваля. А самая зрелая работа конкурса — «Уроки мастера» режиссера Любови Битно, осталась в тени всех наград и упоминаний.

Вузы, взращивающие кадров от искусства и культуры, отличает не только специфический учебный процесс, но и особая, не похожая на обычный студенческий академизм, жизнь. Одним из ее проявлений — таким оформленным разгулом — являются фестивали. У института кино и телевидения Киевского национального университета культуры и искусств существует свой — Международный студенческий фестиваль аудиовизуальных искусств «Фаст-Фест Уикенд».

Тем, чье детство прошло на спортивных сборах или в пионерских лагерях, легко принять идею ежегодных «богемных сборов». Только в отличие от пионерских лагерей, кино здесь смотрят вместо трудовых дежурств и тихого часа, а по вечерам пляшут вокруг костра или устраивают водное party в бассейне. «Фаст-Фест» длится всего три дня, и к хорошему привыкнуть не успеваешь. Впрочем, это малопотребно молодым и талантливым, чье неспокойствие декларирует символика фестиваля — вырывающееся из-под паркетной полы перо Розового скворца, который в свою очередь есть главным призом «Фаст-Фест Уикенда».

Его учредитель, президент фестиваля — кинорежиссер Юрий Терещенко — уверяет, что птичью символику разработал случайно: все прочие смыслы и ассоциации с «новорожденными», «неоперившимися» и художниками, глядящими сквозь «розовые очки в небо», присовокупились позднее. Так или иначе, фестиваль никогда не грешил атмосферой свободного полета. Это касалось и импровизаций в организации работы «Фаст-Феста», и, что более важно, в характере представленных студенческих произведений.



Конечно же, «Фаст-Фест» — фестиваль хаотичный. Подобная неопределенность заложена в самой природе аудиовизуального искусства. Чем дальше оно развивается, тем больше рождает технологических и эстетических миксов. Сегодня мы с большим трудом подыскиваем жанровые определения работам, которые умудряются совмещать в себе достижения кино и телевидения, эстетику видеоарта и социальную проблематику, свойственную журналистской профессии, рекламный монтаж и компьютерные спецэффекты. И по-прежнему все это называем детищем кино, правда, здорово выросшим из своих ползунков.

Ученический поиск — самый отчаянный и в хорошем смысле разнузданный и составлял главную особенность конкурсной программы «Фаст- Феста». Или, во всяком случае, составлял до этого года. До того момента, как фестиваль стал понемногу обрастать официозным этикетом, переместившим в этом году закрытие на сцену Дома кино. Этот совершенно закономерный процесс привел к тому, к чему приходят обычно все фестивали, — некоему среднему знаменателю, по которому и определяют «лучшего». Существует даже понятие — кино «под фестиваль». Парадоксально, что именно в таком русле стал развиваться «Фаст-Фест» с его крылатой символикой.

Минувшие фестивальные годы ему удивительным образом удавалось культивировать в своей концепции воспитательный момент. Так, когда три года назад впервые на конкурс были приглашены коллеги из Беларуси с невероятно добротной для студентов-второкурсников программой, киевским режиссерам была задана некая планка начального профессионализма. Работы белорусов демонстрировались студентам института культуры как примеры монтажа, съемки, выбора и раскрытия тем. В это сложно поверить, но урок оказался действенным, и на следующий год институт кино и телевидения Киевского национального университета культуры и искусств выступил с довольно качественной видеопрограммой, не на шутку испугавшей даже театральный институт им. Карпенко-Карого, где издревле витал снобизм в отношении талантов своих коллег из «культуры». Впрочем, снимать кино и видео — два разных полюса. Но пример белорусов показывает, что и в этом случае есть копромисные решения.

Получивший диплом им. Вилена Калюты за операторское мастерство представитель белорусской школы Вадим Потеев снял большинство фильмов своих соотечественников, представленных в конкурс: мистическая сага о вдохновении — «Бокал вина» и рекламный ролик «Хочешь ее телефончик?» (режиссер Максим Субботин), а также документальное эссе — «Уроки мастера» (режиссер Любовь Битно). Все эти работы отмечены непривычной для видео кинематографическим вкусом и на 50% своего успеха обязаны сильной операторской школе. Хотя в случае последнем — «Уроки мастера» — можно говорить о нечто большем, нежели столь нелегкое, но вполне прагматичное овладение профессией. «Уроки мастера» — зафиксированный и в прямом смысле слова опоэтизированный процесс ученичества. Звучит сухо, не правда ли? Особенно если речь идет о самом эмоциональном искусстве — искусстве актера. Путь познания мастерства, который проходит молодая актриса, разучивающая стихотворение Пастернака «Магдалина» с педагогом по сцене речи Ильей Львовичем Курганом, так же тернист и нелегок, как путь ее кающейся героини. Слова, срывающиеся с уст, должны нести в себе не только информацию физическую, но и духовную — в конце концов важно не только то, Что мы говорим, но важно Как. К сожалению, это серьезное, напряженное, пронзительное признание Мастеру, заслуживавшее гран- при, не нашло отклика в симпатиях жюри. Фильм Любы Битно так и остался непризнанным явлением на этом фестивале. Видимо, на слишком много призов для белорусов пришлось бы расщедриться. Ограничились дипломом им.Леонида Осыки за поэтическое отображение мира другой белорусской картине — «Adlibitum» (режиссер Лель Архипцева) о мастере городской скульптуры. Тому, кто бывал в Минске, возможно, посчастливилось видеть бронзовые изваяния скульптора Владимира Жибанова. Ему и его «персонажам» посвящен этот поистине «с наслаждением» (согласно музыкальной терминологии — «аdlibitum») сделанный киноэтюд.

Вообще-то, портретный жанр — один из самых сработанных и исследованных в белорусской школе. Именно его решили совершенствовать режиссеры киевского института кино и телевидения. Так, лучшим документальным фильмом признали одну из сильнейших картин киевской видеопрограммы — «Житель страны Инниара» (режиссер Александра Гейлик) о странном киевском поете Славе Рассыпаеве. Отстраненному, деликатному наблюдению неординарной, живущей в мире собственных рефлексий личности, свои предпочтения отдали не только жюри, но и зрители — реакция публики вполне могла зачислить эту картину в номинацию зрительских симпатий. Если бы, конечно, такая существовала.

Но альтернативу ей составила негласная категория симпатий жюри. В этом направлении как один были отмечены грузинские работы, получившие, пожалуй, наибольшее количество призов: за выразительную актерскую работу и лучший игровой фильм диплом и приз снискал фильм «Тетка Сталина в Португалии». Абсурдность названия плавно перекочевала и в зрительское восприятие, ибо фильм из-за отсутствия перевода был понятен разве что главе жюри.

Дипломатия, политика, толерантность — пагубные вещи в искусстве. Гран-при четвертого «Фаст-Фест Уикенда» получила общая программа института культуры, далеко не все работы которого имели отношение к творчеству. Видимо, сказался девиз фестиваля — «Трудно быть Богом». Трудно не брать на поруки слабейшего, нелегко поощрять сильного, чтобы не ослабевала его вера. Остается только надеяться, что следующий, юбилейный «Фаст-Фест» скандирует лозунг более приближенный к понятию творчества.

Ольга КЛИНГЕНБЕРГ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ