Европейский Союз решил заняться обучением украинских промышленников, чтобы они реже попадали в скандалы, связанные с поставкой на западные рынки товаров по заниженным ценам. Прежде всего это касается менеджеров металлургической и текстильной отраслей. В понедельник ЕС официально представил в Киеве практическое пособие для украинских экспортеров по вопросам антидемпинговой политики. «Торговля активизируется, границы становятся прозрачнее, но говорить о абсолютно свободной торговле пока что нельзя», — заявила на презентации начальник отдела по расчетам ущерба Антидемпиногового комитете ЕС Тина Якоб. Пособие объясняет основные признаки, по которым поставки из той или иной страны признаются демпинговыми, а, значит, заслуживают на таможенные ограничения путем введения спецпошлин. Главный признак был сформулирован довольно просто: поставка украинского товара в ЕС считается демпинговой, если его цена ниже не только среднеевропейской, но и среднеукраинской.
Начальник отдела по расчетам демпинга, Педро Веласко Мартинс, сообщил, что сегодня Украина имеет, по стандартам Евросоюза, статус страны с нерыночной экономикой. В чем именно эта нерыночность проявляется, Веласко Мартинс разъяснить не смог, честно признавшись, что попросту не знает ответа на этот вопрос. Именно из-за того, что наша страна официально не признана рыночной, богатейший рынок ЕС пока что остается закрытым для целой группы украинских товаров. На сегодня ограничения касаются восьми товарных групп, составляющих основу экспорта из нашей страны. Согласно представленному пособию, нерыночной в Евросоюзе считают страну, в которой существует «полная или почти полная государственная монополия на торговлю и установление государством всех внутренних цен». Встречается и такое определение нерыночной страны: «существенный государственный контроль за средствами производства и вмешательства государства в экономику, которые могут привести к значительной деформации цен и затрат». Даже неспециалистам понятно, что Украина давно выросла из статуса, описанного в этих определениях.
Но пускать на свои рынки украинские товары евросоюзовцам все равно не хочется. Именно поэтому в Брюсселе был придуман специальный статус страны с переходной экономикой. Они формально считаются рыночными, но таможенные ограничения для них все равно продолжают действовать. Кроме Украины, на сегодняшний день такой статус получили Россия, Китай и Казахстан. Странно, что никто из специалистов ЕС, приехавших в Киев, так и не объяснил, почему Украина, 90% экономики которой уже приватизировано, считается нерыночной страной. Непонятным также осталось, чем рыночная структура украинской экономики уступает, например, польской, которая пользуется большей благосклонностью ЕС. Вряд ли в этом случае речь идет о неподготовленности приехавших в Киев специалистов. Очевидно, они не хотели прямо говорить, что на самом деле статус страны определяется не экономистами, а прежде всего политиками. «Некоторые украинские компании подали специальную отчетность в ЕС, и уже получили статус рыночных. Для них ограничения не действуют. Но очень многие ваши предприятия такой отчетности не подают, а то, что подают, невозможно проверить. Так что между ЕС и Украиной очень много проблем», — вот так запутанно и неуверенно попытался объяснить ситуацию Педро Веласко Мартинс.
Сейчас ЕС ведет антидемпинговой расследование по поставкам украинских труб. Любопытно, что его инициировала компания, контролирующая около 80% европейского рынка. Также в этом году Европейская комиссия уже обвинила Украину в экспорте по демпинговым ценам карбамида. Следствие идет. О возможном возбуждении антидемпинговых дел против украинских производителей стали предупредил Киев представитель общего директората по торговле Европейской комиссии Доминик Клейн. И это новости из Брюсселя, пришедшие лишь в последние пару месяцев.
Нельзя сказать, что правительство Анатолия Кинаха совсем ничего не делает, чтобы покончить с этой демпинговой войной. В конце сентября премьер подписал постановление, согласно которому Минэкономики поручалось обеспечить полное информирование украинских экспортеров об угрозах судебных исков, связанных с поставками дешевых товаров на западные рынки. По данным Минэкономики, с начала 2000 года Украине удалось предотвратить расследования: в США по урану, в Тайване — по плоскому прокату, Словакии — горячекатаному прокату, Индии — полуфабрикатах из углеродной стали и труб, ЕС — феррохрому и ферросилицию, Мексике — карбамиду, Литве — аммиачной селитре. Но решение проблемы, на самом деле, лежит все же в политической плоскости. Одиночными мероприятиями эту войну вряд ли выиграть.
Подтвердил это предположение и только что завершившийся визит в Украину российского премьера Михаила Касьянова. Нашими странами подписан меморандум, предусматривающий меры по предотвращению взаимных антидемпинговых расследований. Кроме того, представители Минэкономики обеих стран подписали документы о внесении изменений и дополнений в протоколы изъятий из режима свободной торговли между Украиной и Россией. Эти документы стали реальностью только после политических переговоров президентов двух стран. А ведь в течение последних нескольких лет Россия возбуждала антидемпинговые расследования или применяла защитные меры в отношении экспорта из Украины труб, арматуры, крахмала и карамели. Украина в ответ ввела ограничения на импорт российских огнеупоров, электроламп и шприцов. Очевидно, что Украине в ближайшее время нужно инициировать дискуссию о статусе политических отношений с ЕС, а также США и Канадой, и тогда рынки этих стран наверняка станут более открытыми для наших товаров. А пока что Запад продолжает устанавливать довольно жесткие барьеры на пути украинского экспорта, что, судя по словам находящихся сейчас в Украине специалистов ЕС, имеет далеко не всегда экономические причины.