Тем временем позавчера проект бюджета-2002, объявленный правительством социальным, обсуждался на расширенном заседании Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда. Напомним, что проектом бюджета на следующий год предусмотрено выделение на финансирование социальной сферы 52% всех выплат. Однако несмотря на столь высокий показатель, сразу же после «презентации» бюджета в парламенте многие политики критически оценили социальную направленность бюджета. Выступая на семинаре региональных журналистов, предостерег от «эйфории и иллюзий» оценки бюджета и Л.Кучма. «Не надо говорить, что он наиболее социальный и т.п.», — сказал он и подчеркнул, что бюджеты на 1999 и 2000 год были не менее, а, может, даже и более социальными. «Проблем больше, чем денег», — заключил Президент, оценивая перспективы утверждения бюджета.
Аргументируя позавчера прогрессивность нового бюджета, министр труда и социальной политики Иван Сахань назвал существенным шагом вперед «увеличение минимальной заработной платы до 140 гривен (на сегодняшний день она составляет 118. — Авт. ) и обеспечение уровня прожиточного минимума в размере 80 гривен (сейчас 50. — Авт. ). Однако зарплата, превышающая 18 гривен, и дальше будет облагаться налогом. Последующее же увеличение границ минимальной зарплаты и прожиточного минимума, по словам министра труда и социальной политики на сегодня представляется невозможным, поскольку источников для пополнения Фонда заработной платы нет.
Говоря о социальности бюджета-2002, И. Сахань перечислил и целый ряд выплат, которые будут касаться инвалидов, малообеспеченных и пенсионеров. Кстати, последним с целью рационализации использования бюджетных средств планируется пересмотреть пенсии, диапазон которых на сегодня — от 56 гривен до двух-трех тысяч. Для того, чтобы «сравнять позиции» проектом предусмотрено ограничение пенсии работающим пенсионерам, что как бы сможет обеспечить «социальный подход».
Но несмотря на такие утешительные заявления, представители Министерств и комитетов высказывали массу недовольств проектом. По словам госсекретаря Минздрава Сергея Шевчука, основной потребностью сферы здравоохранения является оснащение сельских больниц хотя бы самой необходимой аппаратурой, что требует от бюджета не менее 171 миллиона гривен, а также обновление парка автотранспорта, износ которого составляет 75%. Кроме этого, необходимо, на его взгляд, увеличить сумму ассигнований на лечение онкобольных, поскольку отсутствие средств и, соответственно, необходимых препаратов в больницах не позволяет сделать проводимое лечение эффективным. На что министр финансов Игорь Митюков ответил, что финансирование сферы здравоохранения планируется в основном по утвержденным программам. Последних, как впоследствии выяснилось, 12, что понятно, требует немало средств, в то время как в стране официально объявлена эпидемия туберкулеза, на борьбу с которой вместо необходимых 300 миллионов выделено всего лишь 46 млн. Кроме этого, с 1 января следующего года вступает в силу закон «Об охране детства», о котором создатели бюджета как то «забыли».
Несколько другого порядка всплыли проблемы в сфере культуры. Как заявил заместитель госсекретаря Министерства культуры и искусств Владислав Корниенко, средняя заработная плата работников сферы — самая низкая и даже ее недавнее повышение не смогло существенно повлиять на ситуацию. «35% работников культуры находятся на границе нищеты, поскольку немалая их часть работает даже меньше, чем на четверть ставки», — говорит В. Корниенко. В критической ситуации в связи с «социальной направленностью» бюджета остаются и работники сферы образования. В проекте бюджета планируется приостановить нормы статьи 57 закона Украины «Про образование», статьи 25 Закона «Про общее среднее образование», статьи 22 закона «Про внешкольное образование», что лишает работников сферы образования привычных надбавок за классное руководство, за проверку тетрадей и т. д.
Новый бюджет также фактически ликвидирует льготы на бесплатный проезд ветеранам, инвалидам и чернобыльцам, поскольку право решение этого вопроса передается местным органам власти. Таким образом, при детальном анализе, становится понятно, что те параметры, которые заложены сейчас в проекте, не смогут решить основных проблем социальной сферы и обеспечить реализацию приоритетных заданий государственной социальной политики. На это указывают и количественные показатели, ведь, если граничные объемы выплат, по сравнению с текущим годом планируется увеличить на 5,7%, реальный ВВП возрастет на 6%, то инфляция, как планируется составит 11%. В результате чего выплаты на социальную защиту только уменьшатся.