Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Бюджетный» старт

20 сентября, 2001 - 00:00

Министр отметил, что в проекте госбюджета учтены задачи и приоритеты, а также числовые и структурные параметры, определенные Основными направлениями бюджетной политики на 2002 год. Как утверждает правительство, в новом бюджете не учтено только одно требование Бюджетной резолюции — «рациональная налоговая политика, которая базируется на снижении налогового давления и стимулирующей функции налогов». Согласно законопроекту, 15 видов платежей (на сумму 2,3 млрд. грн.) «выведено» из компетенции центра и передано местным администрациям.

И. Митюков также заявил, что главным приоритетом правительства при подготовке госбюджета-2002 было усиление соци альной функции государства, в частности, развитие образования, здравоохранения и других основных отраслей социальной сферы (около 50% расходной части бюджета). В частности, предлагается в среднем на 15% увеличить фонд заработной платы в охране здоровья и других отраслях социальной сферы. На 1,3 млрд. грн. предполагается увеличить финансирование образования. Минимальную заработную плату со следующего года предлагается установить в размере 140 грн. в месяц.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета предлагает парламенту принять к рассмотрению законопроект о госбюджете-2002, несмотря на ряд недочетов, существующих в документе, заявил вчера председатель профильного комитета Александр Турчинов. Он считает, что в ходе бюджетного процесса Верховная Рада сможет подкорректировать проект и решить проблемные вопросы. Стоит отметить, что у 70 депутатов сразу после «представления» бюджета возникли вопросы к И. Митюкову.

КОММЕНТАРИИ

Виктор СУСЛОВ, фракция «Яблуко»:

— Оценка бюджета всегда происходит путем сравнения с бюджетной резолюцией. Этот законопроект не совсем соответствует выдвинутым к нему требованиям. В частности, он предполагает дифицит свыше 4 млрд. грн., а резолюция «требует» отсутствие дифицита. Кроме того, не поданы основные направления кредитной политики НБУ. А потом, возникают проблемы с курсом гривни (Нацбанк планирует один, правительство — другой, а на практике выходит третий). Почти выполнено поручение ВР по части доли доходов местных бюджетов. Впрочем, говоря об основных параметрах, я думаю, что есть предмет для работы. Хорошо, что без опоздания состоялось «представление» бюджета. Теперь депутаты будут готовиться к первому чтению, предлагать свои поправки. Будем надеяться, что они будут не столько критичными, сколько конструктивными.

Петр ПОРОШЕНКО, лидер депутатской группы «Солидарность»:

— Фактически, это первый бюджет Украины построенный на новом бюджетном кодексе, в котором выведены «за пределы» доходы от приватизации. Это позволит более эффективно продавать госимущество. Это бюджет социальной направленности. Самый главный его недостаток — это старое налоговое законодательство, которое мешает экономике нормально развиваться. Я думаю, первое чтение он пройдет достаточно легко. Во втором чтении, в связи с тем, что предвыборная борьба уже начнется, мы увидим определенные ультиматумы определенных политических сил в отношении бюджета, которые, естественно, могут быть небезопасными для Украины.

Роман БЕЗСМЕРТНЫЙ, представитель Президента в Верховной Раде:

— Анализируя в «первом подходе» этот документ, я не думаю, что при его утверждении будет очень много концептуальных проблем, которые были в прошлом году. Тем не менее, уже сейчас можно утверждать, что есть две проблемы, которые абсолютно выкристализовались. Первая — это реализация действующего законодательства по социальным гарантиям, льготам и преференциям, которые не могут быть реализованы, с точки зрения доходов предложенного бюджета. Это станет фронтом для критики и дискуссии между правительством и парламентом. Второе — система межбюджетных взаимоотношений. Одни будут выступать против формульной системы перераспределения и уравнивания средств между бюджетами. Вторые будут говорить о том, что бюджетную реформу следует углублять. Будет разговор также о запланированных 5 млрд. по приватизации. Но, скорее всего, это будут незначительные маневры в рамках этого документа.

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ