Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жду начала реформ в образовании, которые припозднились

4 сентября, 2001 - 00:00


«День» продолжает обсуждение процесса реформирования образования в Украине. Предлагаем нашим читателям познакомиться с точкой зрения преподавателя учебно-производственного центра №2 Днепропетровска Василия ШМЫНДРУКА. Василий Антонович после окончания торгового вуза три года проработал в торговле и общепите, а сменив свой имидж на преподавательский, в течение 11 лет убеждался, что дефицит совести имеет одинаковые корни во всех сферах человеческой жизни.


Каждому мыслящему человеку понятно, что нынешнее образование в лице учебных заведений не соответствует образу Храма науки и воспитания. Эти «храмы» лишь зеркальное отображение нашего бытия, часто жестокого, порочного и отсталого от цивилизованного мира. Образование оказалось заложником недальновидной политики государства. В обществе размыты ценности, к которым нужно стремиться, а педагог дискредитирован как личность. Остались в прошлом времена, когда учителя уважали и боготворили. Теперь он влачит жалкое существование с жалованием очень далеким от прожиточного минимума. В школе учитель превращен в кассира, который собирает деньги на все: ремонт класса, уборку кабинета, охрану школы, питание в столовой, дополнительные занятия и прочие всевозможные фонды. Ученики от этого «дай!» уже шарахаются в стороны, а родители приходят в ярость. Их можно понять, ведь учить своих чад становится непозволительной роскошью. На школьную форму, письменные принадлежности и учебники требуются колоссальные средства.

На протяжении последних нескольких десятилетий работники образования всегда были людьми второго сорта: нищенская зарплата, нулевые перспективы обзавестись отдельным жильем, отсутствие методической литературы и все прочие «прелести» принципа остаточного финансирования. В профессионально-техническом образовании и сейчас не оплачивается классное руководство. Средства для этого управление рекомендует изыскивать из внебюджетных поступлений. Мне же хочется узнать: «Где искать эти внебюджетные средства педагогу и нужна ли для этого поисковая собака? Государство, даже для ремонта кабинетов не выделяет денег и его мало интересует, каким образом учитель подготовится к началу учебного года. Власть привыкла надеяться на карманы родителей.

Из года в год образование ускоренными темпами переходит на коммерческую основу. Интересно, а какая часть финансовых поступлений больше: из бюджета или из кармана родителей? Это, наверное, самая большая государственная тайна. Даже в ПТУ многие профессии платные или за учебу необходимо вносить спонсорскую помощь. А о техникумах или вузах — и говорить нечего. Если в учебном заведении больше разговоров о деньгах, чем о науке — это напоминает биржу. Конституция же гарантирует всем бесплатное образование. Да много чего она нам гарантирует, только как этими гарантиями воспользоваться?

В прошлом году министерство образования анонсировало свои реформаторские идеи и заговорило о европейском выборе, мировом опыте, Интернете и прочих прелестях тамошнего образования. «Феерично!» — воскликнула бы героиня рассказа Зощенко. «Давно пора!» — согласился бы я. Но за целый прошедший учебный год удосужились лишь изменить систему оценок и задекларировать двенадцатилетку. Правда, именуется все это лишь структурными изменениями. Такими темпами настоящих реформ вряд ли дождешься. Ясно одно, что прежде, чем посеять новые семена в «освітянську ниву» — это поле сначала нужно вспахать. И если не решить главных задач в образовании, то все реформы будут напоминать мышиную возню. А требуется: достойное финансирование всего образования и науки, оптимальная управленческая структура на всех уровнях, с подбором современных и честных кадров, компетентная методическая помощь. И успех придет только тогда, когда три эти составляющие будут решены в комплексе. Невозможно реформировать отдельную сферу в государстве без реформы всей экономики и власти.

Весьма актуальна и кадровая политика. Кто будущие реформы в образовании будет внедрять в жизнь? Вечно вчерашние? Любую, даже благую идею можно довести до абсурда. Новое дело, как и новое общество, должны творить новые люди. Без современной методической базы вспоминать о реформах просто неприлично. Нынешние методические структуры, как, впрочем, и сама система управления, больше заняты статистикой, чем методикой. От учебных заведений регулярно требуют объемных отчетов по итогам полугодия, года, директорских контрольных работ, олимпиад и прочих мероприятий. И машина завертелась: заместители директоров пыхтят над цифрами, а секретари в спешке печатают.

Насколько данные отчетов соответствуют действительности — это тема иного разговора. В торговле, где я когда-то составлял отчет работы производственного отдела, радужные цифры мне рекомендовали брать из справочника «Стеля». Когда я интересовался, а где взять этот справочник, мне как молодому специалисту советовали: «Задери голову к потолку!» А чем управленцам еще заниматься, как не отчетами если, скажем, методист у математиков по образованию химик, а строительные профессии может курировать товаровед. И где найти профессионала на смехотворную зарплату? На днях в печати сообщалось, что «во всех профессионально- технических заведениях в первом полугодии 2001 —2002 года должна быть введена двенадцатибалльная система оценки знаний, что определено приказом министра образования и науки». Этим же приказом утверждены типовые критерии оценки достижений учащихся ПТУ. Но это — критерии общие. Разработку критериев для каждого предмета профессиональной подготовки и даже конкретно по каждой теме возложили на... преподавателей училищ. Вот те на. На каких законных основаниях я, как преподаватель спецтехнологии должен сушить голову, составляя эти «критерии? У министерства действует принцип «идеи наши — работа ваша». Если уж затеваются структурные изменения, то они должны быть разработаны министерством до мелочей. Для этого у них есть целые институты содержания и методов обучения. Да и штат министерства ежегодно растет. А коль там некомпетентны, то зачем огород городить. Лично мне никакие критерии не нужны, а имея 2 высших образования, я смогу оценить знания ученика, хоть по 100 балльной системе. У нас вообще много внимания уделяется не знаниям, а оценкам. А предложенная двенадцатибалльная система имеет и свои плюсы, и минусы. У нас учитель боится директора, директор боится инспектора, инспектор боится начальника, начальник боится министра, министр боится родителей и только ученики — ничего не боятся. С внедрением новой системы нет никаких возможностей заставить необразованного отрока постигать премудрости наук. Зачем учиться, если положительный балл и так поставят? Отрицательных-то не существует. Значит еще чаще мы будем встречать учеников, обладающих словарным запасом на уровне Эллочки Щукиной из «12 стульев».

Планируя реформы, нам следует учитывать и наш уровень жизни, и наш менталитет, а не слепо копировать Запад. Министерство, по примеру Японии и Южной Кореи, смело создает предпосылки для того, чтобы большинство молодых людей получали высшее образование. Но за границей действительно получают образование, а у нас же массово получают дипломы. Ни для кого не секрет, как многие из студентов «грызут гранит» науки на заочных отделениях или на контрактной основе. Можно годами не появляться в стенах альма-матер и благополучно переходить с курса на курс. И не беда, что отсутствуют знания, главное — присутствуют деньги. Вот уж действительно: учение — свет и дипломов тьма. Как будто наша экономика теперь нуждается в специалистах с высшим образованием в таком количестве. Хотя бумажки с печатями о трудоустройстве в деканаты предоставляют все. Но шансы работать по специальности имеют единицы.

Количество выданных дипломов еще не говорит об образованности нации. У нас 170 учебных заведений готовит юристов, но кто наберется смелости сказать, что живет в правовом государстве? Мы уже «звітували» о всеобщем среднем образовании и аттестатами обеспечили всех желающих. А результат? Сколько людей толком не освоили программу 6-7 класса — никто не считал. Государство потешило свое самолюбие, а народ в обществе нравственно продолжает деградировать. Включишь телевизор, послушаешь новости и шок обеспечен: спокойствия нет ни живым, ни мертвым.

Нельзя не вспомнить о том, что образование все больше втягивается в политику. Всевозможные предвыборные кампании или приезды высоких чиновников парализуют учебные процессы и вносят нервозность в коллективы. На бюджетные структуры власть безнаказанно оказывает давление и часто такие действия очень далеки от законных или попахивают криминалом. Именуется же все это административным ресурсом. Я вспоминаю времена, как мы вступали в объединение «Злагода». Администрацию обязали обеспечить количеством для пополнения рядов. Когда добровольцев не оказалось, а цифру нужно дать, то список был составлен переносом фамилий сотрудников из штатного расписания. Большинство из них и не подозревали, какая историческая миссия на них возложена. Потом Пустовойтенко в средствах массовой информации «трубил» о сотнях тысяч членов этого движения, а мы понимали откуда они взялись. Можно себе представить следующую предвыборную кампанию, которая уже не за горами. То-то начнется учебный процесс.

Подводя итоги вышесказанного, я все-таки жду начала реформ, которые давно припозднились. Но они должны принести пользу всем: и обществу, и педагогу. А еще опровергнуть уже сложившийся стереотип: нам не нужна ваша работа, лишь бы вы мучились. Осенью на съезде планируют принять доктрину образования, а в педколлективах ее еще в глаза никто не видел. Собственно, а когда с нами советовались?

Василий ШМЫНДРУК, преподаватель учебно- производственного центра №2, Днепропетровск
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ