А. Грин.
То, что перед выборами-2002 отечественные и зарубежные политические манипуляторы точат оружие, ни у кого не вызывает сомнений. Основное опасение украинских политологов состоит в том, что предвыборные технологии будут второго и третьего сорта, а значит, серьезного толчка обществу к дальнейшему развитию не произойдет. А ведь именно этот толчок и является конечной целью выборов, а не удержание власти или приход каких-либо политических сил, и уж тем более не возможность хорошо заработать всевозможным имиджмейкерам.
Тем не менее, многие политики пытаются внушить народу, что выборы — это их интимное дело, касающееся только узкого круга людей, а имиджмейкеры доказывают политикам (особенно тем, кто побогаче), что руки марать об избирательный процесс — «дело не царское». За этим следуют обещания и уверения, что были б деньги, а они, имиджмейкеры, принесут сильным мира сего покорный народ на тарелочке, и отдадут депутатские полномочия «под ключ».
В идеале во время избирательной гонки создаются и апробируются не столько манипулятивные технологии, сколько новые ценности, а значит, создается новая мораль, новые стереотипы поведения. Но это в идеале. Лет через 100 — 200, когда будут изучать историю современной Украины, ценность будут представлять только эти трансформации, а не кто кому сколько дал и кто кого надул. Тем не менее, сейчас вопросы «Кто?» и «Сколько?» имеют весьма практическое значение. Большинству нынешних работников политической кухни интересен кусок, который они получат сейчас, а не то, что о них будут думать через 200 лет.
Любой обман, а уж тем более политический, начинается с обмана самого себя. Сами политтехнологи говорят, что прежде чем «гипнотизировать» народ, они «гипнотизируют» политиков. При этом «купить» политика им представляется гораздо важнее, чем толпу. Все те приемы, которые используются в борьбе за голоса, используются сначала в борьбе за клиента. Тут идет в ход и шпионаж, и подкуп, и вербовка окружения, и подложное информирование, и устранение конкурентов любыми средствами. Сегодня уверенно можно сказать, что передел украинской политической элиты на выборы 2002 между имиджмейкерами произошел. По многим официальным (и не очень) данным. Самые «хлебные» места у пропрезидентских фракций достались россиянам. Однако аппетиты «москвичей» на этом не заканчиваются. Есть данные, что российские имиджмейкеры застолбили и наиболее денежные национал-демократические движения. При этом американцы и видные отечественные политологи играют роль свадебных генералов, а все прочие вытеснены в менее денежные сферы.
Можно сказать, что раздел отечественного предвыборного рынка произошел почти молниеносно. Этому способствовали следующие условия. Во-первых предложение в десятки раз превысило спрос. Ведь Россия, с ее выборами в каждой губернии, находится в затяжной паузе. Поэтому, привыкшие к роскошной жизни, москвичи атаковали Киев. Во-вторых непомерные амбиции украинских политиков могли удовлетвориться только непомерными амбициями московских (читай казанских, урюпинских и тагильских) имиджмейкеров. Отечественные политологи настроены к нашей элите более скептично и, поскольку их после выборов Урюпинск не ждет, более склонны говорить правду, а значит, угнетать боевой дух и попасть в немилость. Элита всегда становится первой жертвой обмана, а закодировать народ — это уже дело техники.
Как правило, обработка VIP персоны начинается с игрына слабостях, и можно не сомневаться, что в этом случае данная команда имиджмейкеров данного политика не усилит. Впрочем, об усилении политика никто и не говорит. Политику основная цель — мандат, а технологу — деньги. Отсюда и технологии, которыми будут потчевать избирателя. Для большинства политиков предпочтительнее громкие, чем эффективные технологии. А потому Говерла не раз еще будет покорена. Для политтехнологов предпочтительнее те технологии, финансовые издержки на проведение которых трудно проконтролировать. А потому, согласно неофициальным источникам, интересны такие приемы работы, как концерты для молодежи. «Эффект от них нулевой, — сообщил мне под большим секретом украинский политолог, — но поле для финансовых операций огромное, на одних только гонорарах артистам и аренде концертных площадок можно сколотить целое состояние».
Самообман — основа не только для манипуляции VIP- персоной, но и электоратом. Методы очень часто совпадают. Главное — создать клиенту нужный образ. Основой для создания такого образа служит наивность представлений об реальных процессах, происходящих в обществе. Эту наивность у народа в лице отечественной журналистики поддерживает наше информационное пространство, а у сильных мира сего — различного рода лизоблюды.
Какие именно слабости являются благодатной почвой для манипуляции? Во-первых, рассеянное внимание. Политики совершенно не пробуют «на зуб» свое окружение, а электорат не анализирует реальные мотивы политиков. А ведь достаточно внимательно прочитать только названия партий, движений и блоков, как все сразу станет на свои места. «Украина без Кучмы» — все, что угодно, только без Кучмы? «Наша Украина» — «Украина» это печально известный банк? «Фронт национального спасения. Ю. Тимошенко» — организация по национальному спасению Тимошенко? «Батьківщина» — кто-кто батько? Список можно продолжать. А ведь есть еще программы и «перлы» лидеров. Еще пример. «Надо поддерживать Тимошенко», — в начале года категорично заявил мне шахтер на Донбассе. Он был из коксовой шахты и я точно знал, что схемы вице-премьера не принесут ему никакой выгоды. «А чем она тебе так нравится?» — «Очень нравится, красивая она... я бы такую жену иметь хотел...», — ответил он. Я напомнил, что муж Тимошенко в то время сидел в тюрьме. Шахтер об этом и раньше знал, но почему-то не сопоставил одно с другим. А когда сопоставил, то жениться на Юлии Владимировне расхотел и к деятельности идеала отнесся более скептически.
Второй благодатной почвой для манипуляторов является то, что на языке психиатрии называется акцентуацией, а в народе «центропупией». Явление заключается в том, что политик даже не подозревает, что мысль, пришедшая ему в голову, может прийти еще кому-нибудь. Именно это, а не козни администрации Президента (как считает, например, Томенко), и является основной причиной возникновения партий-«двойников». Политики эксплуатируют несложные идеи, а развить их им не хватает интеллекта. Поэтому в нашей политике драка под лампочкой наблюдается значительно чаще выхода на солнце.
Что касается электората, то в Украине мы уже имеем случаи единичной и массовой беззаветной любви к некоторым акцентуированным политикам. Но одно дело, когда идет обожание попзвезды (личное дело каждого), а другое — когда обожание VIP рсоны политически навязывается всей стране. С медицинской точки зрения это иначе, как распространение массового психоза, и назвать-то нельзя.
Однако самой благодатной почвой были и остаются те темные силы, что таятся в каждом человеке. Это зависть, злость, жадность, трусость и д.т. Каждый, даже самый плохой человек, старается их сдерживать. Многие политтехнологи пытаются освободить эту энергию и направить ее в нужное русло. Диапазон инструментов необычайно широк — от соблазнения до прямого кодирования. И когда кто-то поддерживает нападки на того или иного политика, то не стоит ли ему спросить себя: «А что за силы мной движут? А не вызваны ли мои действия завистью к чужому успеху, страхом перед чужим талантом, злостью за собственные неудачи?». Ответ может быть и не очень приятен, но только честно отвечая на поставленный вопрос, можно обрести человеческое лицо. Если это удастся, то обретение лица смело можно занести к личным приобретениям в своей жизни, скотина, как известно, живет только для пастуха.
P.S. Продолжая тему, «День» просит читателей вспомнить случаи политического обмана, реальные механизмы, которыми пользовались политические манипуляторы. Возможно, у читателей есть свои рецепты борьбы с манипуляторами и такая информация заслуживает того, чтобы быть напечатанной. Так что редакция ждет писем.