Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кому молятся сегодня православные?

3 августа, 2001 - 00:00

В июле православные Русской православной церкви (РПЦ) отметили годовщину смертной казни последнего российского императора Николая II и его семьи, которая состоялась в 1918 году. А в 2000 году Архиерейский собор РПЦ канонизировал последнего Романова, превратив его в Св. Николая. Сегодня верующие РПЦ почитают Св. Николая-императора чуть ли не больше, чем Св. Николая-заступника, епископа Мирликийского. А сколько «чудотворных» икон Николая II, только что написанных провинциальными живописцами, вдруг и в одночасье «заплакали»!

Между тем подавляющее большинство российских историков, не только советских, но и дореволюционных, оценивают царствование и личность Николая II весьма отрицательно («День» писал о нем). Это был малопривлекательный, ограниченный, далекий от истинного благочестия человек. И никчемный царь. То же самое думает о нем просвещенное московское духовенство.

Сейчас, впрочем, речь о другом — о становлении культа святого императора. О том, в частности, как в годовщину смертной казни, во время молебнов и крестных ходов, верующие несли иконы не только Романова, но также и «Святого старца Григория» — икону Гришки Распутина, как его называли современники. Освященный нимбом святого Николая II, Гришка — одна из самых одиозных фигур российской истории — вскоре может также занять место в сонме православных святых. Об этом свидетельствуют и публикации в православных изданиях.

О Григории Распутине писали немало и почти никогда — положительно. «Его фатальное влияние на царя через посредничество царицы и нежелание Государя освободить себя и Россию от участия этого грязного, развратного и продажного мужика в государственных делах, толкали Россию в пропасть, откуда нет возврата». Это писал депутат Госдумы Владимир Пуришкевич, один из лидеров «Союза русского народа» и основатель подобного ему «Союза Михаила Архангела». Что не помешало ему в 1916 году стать одним из организаторов и исполнителей убийства Распутина.

Нас, собственно, волнует не то, что Николай II попал (а Григорий Распутин, вероятно, попадет) в святцы, — это дело православных россиян (каждый дискредитирует собственную церковь, как может). Но ведь значительная часть украинцев — те, кто входит в со- став УПЦ Московского патриархата, — также молятся сегодня последнему царю Романову и почитают его придворного шамана Распутина. Это уже касается и нас.

«Старец Григорий» — не единственный пример массовой аберрации сознания в православной среде. К тому же типу явлений относятся, например, бушующие и, казалось бы, беспричинные страсти вокруг налоговых кодов. Страсти, которые привели почти к пересмотру Святого Писания, к новым понятиям о грехе и спасении (единственный путь к спасению — отказ от кода; наибольший грех на земле — принятие бумажки с кодом). Гипертрофированные эмоции сопровождали визит Римского папы в Украину. Стала апокалипсической проблема неканонических церквей в Украине.

Что является движущей силой подобных «народных» движений? Почему люди — преимущественно женщины пожилого возраста и небольшого достатка — бросают свои дела, едут за сотни километров «защищать веру право- славную от супостата» (Папы Римского) или требовать отмены компьютерных кодов? Феномен, безусловно, требует изучения, научного анализа, прогнозирования, а также разработки систем нейтрализации — выведения людей из того болезненного состояния ненависти, в котором они по- стоянно находятся.

А что касается причин — движущих сил, — то их можно назвать несколько. Во-первых, это активная, целенаправленная — вовсе не алогичная — агитационная деятельность части духовенства и активистов православных братств УПЦ МП. Пастыри умышленно доводят людей до состояния аффекта, который отстраняет логику, заставляет не реагировать на очевидные доказательства, исключает нормальное общение с окружающими. Зачем это делается? Все очень просто: «За Царя, за Веру, за Отечество!», одним словом — за Союз, то есть за Россию. Агитация попадает на хорошо удобренную почву бедности, незанятости, равнодушия власти. К тому же, эти «высокие идеи» заполняют вакуум, образованный во многих душах внезапным уничтожением культа коммунизма, Сталина. К сожалению, вера в Бога, Святое Писание этот вакуум заполнить до сих пор не смогли.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ